Характеристики системы социального партнерства:
1. Переговорный характер решения разногласий. Обязательным условием сотрудничества субъектов современных экономических процессов на всех уровнях является добровольность, равноправие, ответственность, самоограничение, взаимные уступки в ходе переговоров в рамках существующих законов.
2. Установление мер по соблюдению социальной справедливости и защите интересов всех субъектов социального партнерства.
3. Утверждение общечеловеческих ценностей в производстве и других сферах общественного труда: защита человеческого достоинства, право на свободное развитие личности, запрет на дискриминацию, свобода коалиций и т.п
4. Участие наемных работников в управлении. Наемные работники в идеале должны быть представлены профсоюзами, призванными выражать и отстаивать их интересы в рамках социального парнерства и контролировать от имени своих избирателей выполнение достигнутых договоренностей.
5. Добровольное и узаконенное невмешательство правительственных органов в производственно-коммерческую самостоятельность государственных предприятий и профессиональных объединений работников.
6. Наличие гарантированной системы законодательства.
Действие современной системы социального партнерства целесообразно оценивать с двух позиций: во-первых, уровня жизни большинства населения; во-вторых, дифференциации доходов.
ТРУДОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ - это правовой акт, содержащий обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для определенной профессии, отрасли, территории.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР - это правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические, профессиональные отношения между работодателем и наемными работниками в организации.
Взаимные обязательства достигаются по следующим вопросам:
1. Форма, системы и размер оплаты труда, вознаграждения, пособия, компенсации.
2. Механизм регулирования оплаты труда.
3. Занятость, переобучение, условия высвобождения работников.
4. Продолжительность рабочего времени, отдыха.
5. Улучшение условий и охраны труда работника.
6. Добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование.
7. Соблюдение интересов работников при приватизации предприятия.
8. Экологическая безопасность, охрана здоровья работника.
9. Далее могут быть конкретизированы для отдельных видов работников и работодателей.
Содержание коллективного договора:
1. права и обязанности работодателя;
2. права и обязанности наемных работников и представляющих их органов;
3. соблюдение интересов работников при изменении формы собственности и хозяйствования предприятия;
4. обеспечение занятости и регулирование увольнений;
5. социальное страхование, гарантии и защита работников предприятия.
5.1.Создание фондов: социальной защиты, социальной помощи, совместны рабоче-предпринимательских фондов социального обеспечения, пенсионных и по безработице.
5.2. Создание механизма финансовых дотаций на: - организацию функционирования детских оздоровительных и дошкольных учреждений; - предоставление бесплатного содержания детей многодетным и матерям-одиночкам; - увеличение компенсаций женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком и при продлении его сверх установленного срока; - индексацию доходов работников в соответствии с ростом индекса цен на потребительские товары;
6. производственно-экономическая деятельность с указанием мер по обеспечению выполнения производственных программ и достижению максимального объема дохода (ритмичность работы, новые методы хозяйствования,т.п.);
7. оплата труда;
8. условия и охрана труда работающих;
9. рабочее время и время отдыха;
10. профессиональная подготовка и переподготовка;
11. социальные программы: здоровье, отдых и культура, семья, жилье, питание и т.п.;
12. экологическая безопасность;
13. процедурные вопросы разработки, заключения и выполнения коллективного договора.
ТЕМА 9. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ КАК ЕДИНСТВО МЕТОДОЛОГИИ, НАУКИ И ИСКУССТВА
Эффективное управлении персоналом во многом зависит от способности руководителя оказывать влияние на подчиненных, направляя их усилия на достижение стратегических целей организации. Инструментом подобного воздействия наряду с принуждением, убеждением, стимулированием, является авторитет руководителя.
Различают два вида авторитета:
1. Формальный - связанный со статусом руководителя;
2. Приобретенный или заслуженный - связанный с его непосредственной деятельностью руководителя и результатами работы подразделения, организации.
При формальном авторитете степень влияния руководителя на подчиненных может быть незначительной в силу действия ряда факторов, а, именно:
1. Неспособность влиять на подчиненных, недостаточное умение обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих или влиять на их решение.
2. Отсутствие навыков руководства, практических способностей добиваться результата от работы подчиненных.
3. Недостаточное понимание особенностей управленческого труда, мотивации работников, негуманные и неуместные представления о роли руководителя.
4. Неумение обучать подчиненных, отсутствие желания помогать другим, развивать и расширять свои возможности.
5. Низкая способность формировать эффективный персонал, неспособность содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп в подразделении;
6. Недостаток навыков решать проблемы, отсутствие стратегии, необходимой для принятия решения;
7. Недостаток творческого подхода, отсутствие способности генерировать достаточно новые идеи и неумение их использовать 8. Отсутствие ясности в вопросах о целях своей личной и деловой жизни.
9. Неспособность в полной мере использовать свое время, энергию, неумение справляться со стрессами.
Приобретенный или заслуженный авторитет основывается на поведении руководителя. В частности:
1. Демонстрация личного примера по соблюдению действующих на предприятии правил и указаний.
2. Болеет за свое предприятие и связывает себя с его целями и контролирует их выполнение.
3. Забота о своих подчиненных и условиях их работы.
4. Правильно использует данные ему полномочия.
5. берет ответственность на себя за принимаемые решения.
6. Поддерживает и совершенствует уровень профессиональных знаний у себя и у подчиненных.
Неразрывное единство формального и приобретенного авторитета - залог успеха руководителя
Каждый руководитель независимо от формы собственности и специфики деятельности предприятия выполняет ряд функций:
- функцию планирования, т.е. он определяет способы и средства достижения целей организации/подразделения;
- функцию вознаграждения, т.е. в зависимости от вклада отдельного работника в достижение целей деятельности руководитель повышает/понижает размер вознаграждения и т.п.;