Паушальные платежи как форма выплаты лицензионного вознаграждения выгодны лицензиару, когда он предоставляет полную или исключительную лицензию, а также при передаче ноу-хау. Кроме того, в ряде стран, например в Японии, при передаче ноу-хау лицензионное вознаграждение может быть выплачено только в виде паушальных платежей. Для лицензиата одним из преимуществ паушальных платежей является отсутствие контроля за его производственной и коммерческой деятельностью со стороны лицензиара. Паушальные платежи могут быть выгодны лицензиару, так как способны избавить его от рисков, связанных со срывами и неудачной эксплуатацией лицензиатом объекта лицензии, с неудачно сложившейся конъюнктурой, с усилением конкуренции, особенно при разработке и освоении конкурентами более совершенных технологических процессов, или начале производства ими новых видов продукции (товаров), обладающих более высокими технико-экономическими показателями и качеством. В подобных ситуациях лицензиат, как правило, вынужден сократить производство продукции по лицензии или вообще прекратить его.
Несмотря на определенные преимущества паушальных платежей как формы выплаты лицензионного вознаграждения, они не всегда приемлемы даже для лицензиара. Так, лицензиар лишается фактических данных о рентабельности использования изобретений и (или) ноу-хау лицензиатом. Кроме того, поскольку паушальные платежи выплачиваются в виде своего рода аванса до начала коммерческого использования объекта лицензии (коммерческого производства), часто единовременно, они всегда меньше суммы выплат в виде периодических отчислений (роялти). Это сокращение размера лицензионного вознаграждения, выплачиваемого в виде паушальных платежей, по сравнению с суммарными выплатами в виде роялти определяется по формуле сложных процентов (формуле дисконтирования), в зависимости от размера учетных ставок банков по кредитам и депозитам. Однако данный фактор вряд ли следует считать однозначно отрицательным для лицензиара. Благодаря тому, что лицензиар получает лицензионное вознаграждение (хотя и меньшее по размеру) в более ранние сроки, вложив эти суммы в какое-либо дело или положив их в банк, он в конечном счете может получить прибыль или проценты по вкладам, практически восполняющие потери за счет меньшего размера лицензионного вознаграждения. Лицензиат может не соглашаться на паушальную форму расчетов потому, что она требует наличия значительных свободных денежных средств до получения реальной прибыли от использования объекта данной лицензии. Кроме того, в значительной мере увеличивается риск, связанный с приобретением лицензии, так как в случае неудачи в расширении сбыта лицензиат понесет невосполнимые затраты на приобретение лицензии, промышленное освоение и выход на рынки с продукцией по лицензии. Необходимость уплаты значительных сумм до получения прибыли и невозможность предугадать результаты освоения объекта лицензии отпугивают лицензиата и он не всегда соглашается на выплату лицензионного вознаграждения в виде паушальных платежей.
Использование паушальных платежей может привести к значительным убыткам одной из сторон в случае изменения курса валюты расчета, если такое изменение происходит после выплаты последнего из паушальных платежей или их большей части. Так, в случае девальвации валюты платежа, произведенной после вступления лицензионного соглашения в силу, убытки несет лицензиар, а в случае ревальвации – лицензиат. Убытков по причине изменения курса валюты платежа партнеры могут избежать, если в текст лицензионного договора внесут оговорку о соответствующем изменении размеров паушальных платежей или о соответствующей компенсации каждому из партнеров как в случае девальвации, так и в случае ревальвации.
С учетом приведенных выше факторов паушальная форма выплаты лицензионного вознаграждения встречается относительно редко.
Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития.
Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:
§ разработку планов и программ инновационной деятельности;
§ наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;
§ рассмотрение проектов создания новых продуктов;
§ проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;
§ обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
§ обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
§ создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до серийного производства продукции.
Особенностью современного этапа развития инновационной деятельности является образование в крупнейших фирмах единых научно-технических комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла «наука – производство». Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации фирмы.
В 80-е годы в инновационной политике крупных фирм отчетливо проявилась тенденция к переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Она выражалась прежде всего в стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: инжиниринговых, лизинговых, консультационных и др. С другой стороны, отмечается стремление к снижению издержек производства традиционной продукции.
Особенно заметно эти тенденции проявляются в инновационном менеджменте у американских машиностроительных ТНК, которые концентрируют свои усилия на разработке и производстве продукции высокой технической сложности (радиоэлектронная техника, особенно ЭВМ и микропроцессоры, средства связи, авиакосмическая техника, энергетическое оборудование, средства автоматизации и др.). Они стремятся за счет монополизации выпуска таких изделий обеспечить быструю амортизацию капитала и сохранить лидерство в определенных секторах рынка машин и оборудования. Одновременно они стремятся к значительному снижению издержек производства в традиционных отраслях машиностроения в целях повышения их конкурентоспособности.