В конечном счете, институт менеджмента - это структурированные социальные отношения, совокупность систем интеграции и дифференциации.
Отличительной чертой института инновационного менеджмента является относительно большая независимость выбора альтернативного решения, хотя при этом выбор способов поведения тесно связан с присутствием в мотивационной структуре личности профессиональной компетентности и личной ответственности.
Становление инновационного менеджмента тесно связано с "раскрепощением" личности и повышением уровня межличностного общения, при этом творческий процесс создания новшества становится предметом свободного нравственного и эмоционального выбора личности.
Функциональный инновационный менеджмент направлен на эффективное управление процессом разработки, внедрения, производства и коммерциализации новшеств. Задачей инновационного менеджера является обеспечение оптимального функционирования операционной системы производства, синхронизации функциональных подсистем, совершенствование системы управления персоналом и осуществление контроля.
Инновационный тип экономического развития предприятия означает, прежде всего, снижение детерминированности и усложнение системы управления в целом. Высокая изменчивость макроэкономической, технологической, правовой внешней среды ставит проблему выживания предприятий в прямую зависимость от их способности стратегической ориентации в неожиданных ситуациях. Логика развития новаторской фирмы приводит к переносу центра тяжести с оперативного тактического управления на стратегический уровень. В таких обстоятельствах положение фирмы определяют не только внутренние возможности, но и реакция на изменения внешней среды. Соответственно изменяются содержание, функции и методы инновационного менеджмента.
Важнейшей функцией управления является разработка стратегии приоритетов развития и роста фирмы. В условиях непрерывного поиска возможностей обновления важную роль играет анализ факторов внешней и внутренней среды.
Анализируя инновационный потенциал отдела информационного обеспечения и взаимодействия со СМИ департамента информации администрации Новосибирской области (пресс-служба АНО) использовалась методика диагностики инновационного потенциала при осуществлении ОУ инноваций: инновационный кадровый потенциал и инновационный потенциал управления. При помощи комплекса анкет, формализованного интервью и собеседований исследуются отношение к изменениям, инновационная активность, творческий потенциал работников предприятия, атмосфера в коллективе, навыки и умения менеджеров в инновационном управлении, культура управления, инструментарий инновационного управления. С помощью разработанного бизнес-процесса осуществления ОУ инноваций оценивается процесс реализации подобных инноваций на предприятии.
Рис.1. Взаимосвязь структурных и функциональных характеристик системы управления ОУ инновациями
Для отдела характерно положительное отношение, оживленная реакция на изменения и инновационная активность, что является причиной этому являются достаточно благоприятная обстановка на предприятии и возрастной состав коллектива, основа которого – молодые люди.
Сотрудники пресс-службы положительно и с энтузиазмом относятся к изменениям, их инновационная активность очень высокая. Это объясняется, прежде всего, спецификой работы отдела. Ведь каждый день в СМИ появляются критические замечания о деятельности администрации Новосибирской области, на которые своевременно реагируют сотрудники отдела, чтобы сгладить информационные риски.
Основными причинами низкой информированности населения о деятельности администрации Новосибирской области стала ориентация СМИ на сугубо коммерческие, а не социальные цели. Следствием этого стало доведение до населения в определенных случаях искаженной информации или информации не в полном объеме о деятельности областных структур.
Еще одной причиной стал отказ в предоставлении СМИ информации о тех или иных принятых решениях, социально-экономических процессах, происходящих в области. В частности, 60% опрошенных журналистов отметили, что регулярно сталкиваются с ситуацией, когда им отказывают в предоставлении информации. На первом месте по отказам оказались представители структурных подразделений администрации Новосибирской области. Причем журналисты причиной большинства отказов считают некомпетентность руководства, и (или) коррупционность представителей власти. В свою очередь, представители администрации Новосибирской области обосновывают отказ в предоставлении информации некомпетентностью журналистов или написанием негативных материалов или подготовкой критических сюжетов.
Кроме того, причиной появления негативной или неполной информации также является так называемое "бесконтрольное" информационное взаимодействие ряда представителей администрации Новосибирской области с различными средствами массовой информации.
Перечисляя причины возникновения проблемы, необходимо отметить отсутствие системы четкого календарного и тематического планирования информационной поддержки социально-значимых мероприятий администрации Новосибирской области, системы прогнозирования дальнейшего развития событий.
Для предупреждения появления негативной информации о работе областных исполнительных органов власти, а в частности, и администрации Новосибирской области, в областной администрации существует отдел по взаимодействию со СМИ департамента информации администрации Новосибирской области и пресс-служба Губернатора Новосибирской области.
Отдел по взаимодействию со СМИ – это структурное подразделение, созданное с целью организации обеспечения средств массовой информации и населения информацией о деятельности структурных подразделений областной администрации и органов исполнительной власти области. Отдел руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Новосибирской области, законами и иными нормативно-правовыми актами Новосибирской области, распоряжением губернатора НСО и положением о пресс-службе. Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями администрации области, органами исполнительной власти Новосибирской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления.
Создание и обеспечение условий для реализации прав граждан на доступ к информации о деятельности Губернатора Новосибирской области и администрации области, обеспечение информирования населения о деятельности областных органов исполнительной власти Новосибирской области, организация информационного взаимодействия администрации с различными средствами массовой информации с целью широкого освещения деятельности администрации области является главной задачей отдела.