Введение
Степень информированности жителей Новосибирской области о работе областной администрации, принятых решениях является важнейшим показателем эффективности деятельности властей Новосибирской области.
Стоит отметить, что хотя источники знаний о работе администрации Новосибирской области разнообразны, ведущую роль в формировании представлений об администрации области играют средства массовой информации, воздействуя на общественное мнение по вопросу функционирования как отдельных областных структур и органов исполнительной власти Новосибирской области, так и всей администрации области в целом. При этом, являясь средством передачи информации о деятельности администрации области, принятых решениях, СМИ являются целевой аудиторией, требующей особого внимания областных властей. Кроме того, представители СМИ иной раз выпускают негативные материалы, идущие в "разрез с истиной" и поэтому население области низко информировано о деятельности органов власти.
Поэтому для отдела информационного обеспечения и взаимодействия со СМИ департамента информации администрации Новосибирской области приоритетным направлением работы по повышению инвестиционной привлекательности региона является разработка и внедрение новых способов и методов взаимодействия с представителями средств массовой информации в целях активного формирование инновационного имиджа Новосибирской области. Основной целью данной работы является оценка инновационного потенциала отдела информационного обеспечения и взаимодействия со СМИ департамента информации администрации Новосибирской области.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач по анализу инновационного потенциала. В частности, необходимо рассмотреть сущностные характеристики инновационного менеджмента.
Современные теории инновационного развития тесно связаны с концепциями социально-организационных изменений, в то время как более ранние технократические тенденции и течение технологического детерминизма были основаны на представлениях о безусловной "технологической рациональности", способности к саморазвитию и благотворности технологий для человечества.
Если с позиций технологического детерминизма раннее индустриальное развитие происходило под лозунгом "свобода предпринимательства", то центральная идея постиндустриального общества трактуется как всеобъемлющая "свобода нововведений".
Происходящие радикальные перемены позволяют говорить не только об инновационной направленности экономического роста, но и о значительной трансформации факторов, определяющих его. "Свобода нововведений" неизбежно влечет за собой широкий спектр изменений в магистральных направлениях науки и научных знаниях, в технике и технологии производства, а также в возникновении множества социальных и организационно-управленческих инноваций.
Уделяя значительное внимание инновационному менеджменту как функциональной системе управления, многие авторы характеризуют его как "самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов".
С таких позиций инновационный менеджмент представляет собой одну из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всех сферах жизни общества.
Содержание понятия "инновационный менеджмент" можно рассматривать, по крайней мере, в трех аспектах: "как науку и искусство управления инновациями, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях и как аппарат управления инновациями". Такое глубокое понимание сущности и принципов инновационного менеджмента противоречит узким рамкам функциональной концепции.
Новая методологическая и научная ориентация инновационного менеджмента основана на качественном своеобразии теоретического уровня знания и его определяющей роли в богатстве общества.
С этой точки зрения инновационный менеджмент приобретает институциональное значение, предполагающее включение в его понятие и структурного оформления инновационной сферы, и системы управления инновациями, состоящей из специализированных органов управления, и наличие специального института мер, наделенных полномочиями принимать решения и нести ответственность за результаты инновационной деятельности.
Инновационный менеджмент как система представляет собой комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок и ценностных ориентации, регулирующих различные сферы инновационной деятельности. В рамках постиндустриального общества это означает:
1) социально-экономический институт, активно влияющий на предпринимательскую деятельность и образ жизни, на развитие инновационной, инвестиционной, социально-экономической и политической сфер общества;
2) социальную группу менеджеров, профессионально занятых управленческим трудом в сфере общественного и частного бизнеса, а также творческой, педагогической, научной деятельности;
3) научную дисциплину, изучающую технико-организационные
4)и социально-экономические аспекты управления производством.
В инновационном менеджменте следует выделять два уровня.
Первый представлен теориями социального управления инновационными системами и концентрирует усилия на разработке стратегий инновационного развития, социально-организационных изменений, а также других экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования экономической системы.
Второй уровень инновационного менеджмента являет собой прикладные теории организации и управления инновационной деятельностью, а потому носит функциональный прикладной характер и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических решений по совершенствованию управлении, анализа инновационной деятельности, применению новейших приемов и методов воздействия на персонал, технико-технологические системы, на продуктовые и финансовые потоки.
Ведущую роль социально-экономических институтов, таких, как наука, образование, менеджмент, подчеркивает крупнейший экономист и социолог Питер Дракер. Крупнейший теоретик школы "индустриальной социологии", П. Дракер видит совершенствование института классического менеджмента в обогащении его доктриной "человеческих отношений". Стремясь соединить абстрактное обобщение и институциональные принципы с управленческими рекомендациями, максимально приближенными к практике, он значительно расширил понимание института менеджмента, распространил его функции на управленческие структуры корпораций.
На институциональном уровне менеджмент означает способность предоставлять полномочия тем или иным группам работников принимать решения и осуществлять их на практике. Фактически институт имеет возможность проводить внутри данных социально-экономических отношений необходимые решения вопреки сопротивлению. В силу этого процесс управления - это способность или потенциальная возможность менеджера принимать решения, оказывающие влияние на действие и поведение персонала. В современном обществе менеджмент, основанный на функциях контроля и руководства, немыслим без социально-организационной и институциональной основы.