С момента появления предприятия руководством была избрана стратегия сокращения издержек, в том числе и за счет инноваций. Так, «Антарктида» является единственным предприятием в г. Волгодонске, производящим и реализующим очищенную питьевую воду, которое не доставляет конечный продукт из других регионов, а производит его непосредственно на месте, используя систему фильтрации воды, получаемой от водоканала. Таким образом, данное предприятие экономит достаточное количество средств на доставке продукции, что позволяет снизить себестоимость, а, следовательно – реализовывать продукцию по более привлекательным для потребителей ценам. С другой стороны, данная стратегия предопределяет невыход предприятия на рынки данной продукции других населенных пунктов. Соответственно, перед предприятием стоит задача завоевания наибольшей доли рынка данного товара в г. Волгодонске.
За годы работы в данной сфере деятельности сотрудники предприятия «Антарктида» довольно хорошо изучили конкурирующие с ними организации. Ознакомимся с данным списком конкурирующих организаций:
1. Кубай;
2. Лозновская;
3. Пилигрим;
4. Архыз;
5. Донбай.
Как известно, из проведенных исследований рынка самим предприятием «Антарктида», несмотря на различные цены на продукцию, доли рынка для каждого предприятия распределились практически поровну (Табл.4):
Таблица 4 - Доли рынка организаций-производителей очищенной питьевой воды в соответствии с ценой реализации продукции
Предприятие |
Доля рынка (%) |
Стоимость единицы продукции (руб.) |
Кубай |
18 |
90 |
Лозновская |
17 |
100 |
Пилигримм |
15 |
130 |
Архыз |
17 |
200 |
Донбай |
15 |
120 |
Антарктида |
18 |
85 |
Как мы можем видеть, просматривается прямая зависимость между ценой товара и долей рынка предприятия на рынке, за исключением производителя «Архыз», потому как данная продукция обладает уникальными лечебными свойствами и ценится потребителем, несмотря на достаточно высокую стоимость (рис.5).
Рисунок 5 - Соответствие занимаемой доли рынка установленной стоимости продукции
Тем не менее, несмотря на то, что предприятие «Антарктида» занимает вместе с производителем «Кубай» наибольшую долю рынка, данное преимущество весьма незначительно, тогда как стоимость продукции конкурирующих предприятий отличается весьма существенно. Это характеризуется действием стратегий конкурирующих производителей, их маркетинговыми исследованиями, пиар-акциями, собственной политикой предприятия «Антарктида» и другими факторами.
Как мы видим из выше приведенных рисунков и таблиц, предприятие «Антарктида» действует на рынке олигополистической конкуренции. Как известно, данная рыночная ситуация характеризуется большой осторожностью со стороны каждой из конкурирующих организаций к изменению цены, чуткостью к проведению маркетинговой деятельности. Именно в таких условиях, когда для укрепления позиции на рынке, необходимо множество информации о ближайшей среде организации, предприятие «Антарктида» может использовать отраслевой анализ.
В первую очередь необходимо произвести анализ внутренней среды предприятия «Антарктида» (Табл.5):
Таблица 5 - Анализ внутренней среды предприятия «Антарктида»
Аспект среды |
Сильные стороны предприятия |
Слабые стороны предприятия |
1.Производство |
Уникальное производство продукции, позволяющее сократить издержки транспортировки. |
Определенная зависимость от качества воды, поставляемой для очистки |
2. Финансы |
Высокая скорость оборота денежных средств, активов, материальных запасов предприятия. |
Низкая платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия |
3. Кадры |
Низкая текучесть кадров, что обеспечивает сокращение временных издержек на обучение персонала, слаженный коллектив. Средний возраст персонала около 30 лет: создается потенциал для повышения квалификации персонала. Сдельная система оплаты труда: работник прямо заинтересован в результатах своей деятельности. |
Отсутствие четкой программы обучения, повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров. Отсутствие специальных мест отдыха для рабочих. Удерживающим фактором является не работа предприятия и не добрые взаимоотношения с руководителем, а работа старшего менеджера. |
4. Руководство |
Наличие большого опыта работы в данной сфере. |
Нерациональная структура управления предприятием; Излишний авторитаризм в управлении персоналом; Недостаточно гибкая структура управления персоналом. |
5. Маркетинг |
Формирование низкой цены на продукцию Существование долговременных потребителей. Существует постоянный, стабильный спрос на продукцию предприятия. |
Слабое развитие комплекса маркетинга на предприятии. Существуют сезонные колебания спроса Отсутствие детального изучения рынка, потребностей потребителей и расширения производственных возможностей. |
Далее для сведения итогов анализа среды предприятия и выработки стратегических альтернатив его развития рекомендуется применять метод SWOT. Методология SWOT анализа заключается в последовательном установлении цепочек связей между силами, слабостями, угрозами и возможностями и формировании на их основе стратегических альтернатив (Таблица 6).
Таблица 6 - Результаты SWOT-анализа деятельности предприятия «Антарктида»
Возможности: получение кредитов под низкие проценты; снижение налогового бремени для малых предприятий |
Угрозы: Инфляция; усиление конкурентной борьбы; новое оборудование у конкурирующих организаций | |
Сильные стороны: использование современных ресурсосберегающих технологий в процессе производства; высокая оборачиваемость капитала, привлекательная цена на товар, низкие издержки на транспортировку. |
наращивание прибыли за счет использования заемного капитала; сохранение конкурентоспособного уровня цены; совершенствование технологий и приобретение дополнительного оборудования |
поддержание высокого уровня реализации; поддержание цены на низком уровне |
Слабые стороны: большинство оборудования морально устарело; неудовлетворительное финансовое положение предприятия |
отсутствие стратегии развития товара; слабая маркетинговая деятельность на предприятии; отсутствие наблюдения за конкурентами; |
отсутствие упорядоченной клиентской базы. |