рефераты по менеджменту

Особенности управления персоналом в российских корпорациях

Страница
2

· объединение нескольких юридически самостоятельных предприятий;

· договорных отношений или системы финансового участия;

· единое хозяйственное управление;

· научно-технические и производственно-технологические связи.

Необходимо также добавить, что термин "корпорация" применяется в России, главным образом, по отношению к акционерным обществам, а это как правило, крупные структуры, с большой концентрацией материальных и интеллектуальных ресурсов. Назовем самые крупные российские корпорации, опираясь на рейтинг крупнейших российских корпораций, опубликованный журналом "Эксперт" (Приложение №1).

Первое место в рейтинге занимает газовая корпорация "Газпром" По капитализации госкомпания более чем в два с половиной раза обходит своего ближайшего конкурента "Роснефть" (236,2 против 92,9 миллиарда долларов). Далее следует нефтяная компания "ЛУКОЙЛ", госмонополия РЖД и Сбербанк. В десятку вошли также "Норильский никель", РАО "ЕЭС России", "Русал", "Сургутнефтегаз" и ""ТНК-ВР Холдинг", "Северсталь"".

Всего в рейтинг "Эксперт" попали 400 компаний, которые стоят больше миллиарда долларов. Последние места в списке заняли Транскредитбанк, "Техносила" и портал Mail.ru.

Для каждого корпоративного объединения существуют свои определенные особенности, вызванные спецификой организационной структуры корпорации, приобретенной собственности и др. Рассмотрим наиболее распространенные формы корпоративных объединений в России.

v Ассоциация. Добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов. Например, "Ассоциация региональных банков России".

v Консорциум. Временное объединение компаний, банков и других организаций на основе общего соглашения для осуществления капиталоемких проектов или совместных размещений займов (несет солидарную ответственность перед заказчиками).

v Концерн. Крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности (часто такая группа объединяется вокруг холдинга, держащего акции этих компаний).

v Синдикат. Объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, в целях организации ее коллективного сбыта через единую торговую сеть.

v Финансо-промышленные группы (ФПГ). Зарегистрированная в установленном порядке в соответствующих ведомствах группа юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, объединивших свои материальные ресурсы и капиталы для достижения общей экономической цели. Центральной (головной) компанией в ФПГ может быть как специализированная организация – "управляющая компания", так и входящее в группу производственное предприятие или объединение, банк, финансовая или страховая компания.

v Холдинг. Акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций, управляющая или контролирующая деятельность других компаний, предприятий с целью осуществления контроля над их операциями. Холдинговая компания может не владеть собственным производственным потенциалом и не заниматься производственной деятельностью.

Необходимо отметить, что все перечисленные выше корпоративные объединения в совокупности, по мнению Ивана Петровича Бойко можно назвать средним звеном (уровнем) управления экономикой, который образует основу мезоэкономики (верхний уровень - государство, нижний совокупность первичных товаропроизводителей). Появление среднего уровня означает, что идет процесс консолидации: группы предприятий объединяются под единым руководством. Происходит консолидация капитала. В России эта консолидация началась преимущественно в виде банковских холдингов, на смену которым позднее пришел промышленный капитал.

Основными отличительными чертами этих структур является вхождение в них юридически самостоятельных предприятий и наличие специальной деятельности по координации усилий, направленных на решение некоторой хозяйственной задачи или задач.

Кроме того не редко, перечисленные выше корпорации объединяются между собой образуя трех и даже четырехуровневые корпорации. Например, в "Базовый элемент" входит Русавтопром, владеющий Горьковским автозаводом, который в свою очередь, является концерном, так как включает в себя несколько предприятий. Поэтому в данном случае речь идет о трех уровневой структуре.

Мы определили понятие корпорация, обозначили виды корпоративных объединений, рассмотрели их в совокупности, но было бы не полным, если я не упомянула, что в настоящее время корпорации также отождествляют с понятием интегрированные структуры. Как известно, интегрированные структуры бывают горизонтальные и вертикальные. Поговорим об этом поподробнее.

Вертикально интегрированные структуры. На мой взгляд, вертикальную интеграция можно определить как объединение компаний – смежников или технологически связанных между собой. Преимуществом такой интеграции считается уменьшение зависимости компаний от поставщиков сырья и полуфабрикатов и покупателей готовой продукции. Примером могут служить объединения компаний по нефтедобычи и нефтепереработки.

Горизонтально интегрированные структуры. Объединения однопрофильных компаний. К ее преимущества относят выгоды, в основе которых лежит эффект масштаба производства и размеров и увеличение рыночной доли, а также возможности более эффективной специализации производства компании входящих в горизонтальную интеграцию. Недостатком является сокращение числа конкурентов на рынке. В связи с этим, горизонтальное слияние во всех странах контролируется особо тщательно.

В завершении хотелось бы отметить, что развитие транснациональных или многонациональных корпораций (корпорации, владеющие производственными подразделениями в нескольких странах) во всем мире усиливается, способствуя унификации понятия корпорации в различных, в том числе российской модели управления корпорацией.

Особенности происхождения российских корпораций

При определении особенностей российских корпораций, в первую очередь необходимо обозначить различия, проистекающие из их происхождения. На сегодняшний день можно достаточно четко различать три вида российских корпораций:

1. Корпорации, образованные из приватизированных предприятий (нефтяные и иные энергетические компании, машиностроение, химия, стройиндустрия, ряд банков);

2. Корпорации, возникшие из "новых" активов (как правило, в новых отраслях, таких как информационные технологии, финансовый сектор, телекамуникации, а также торговля, сфера услуг, отдельные производства в сфере потребительских товаров);

3. Региональные подразделения мировых корпораций, возникшие частично путем покупки отдельных российских предприятий, частично путем инвестиций "полного цикла" (потребительские товары, торговля).

Промежуточные варианты также случаются (например, ВР-ТНК, ОАО "Пивоваренная компания "БАЛТИКА" как комбинация первого и третьего вариантов, АФК "Система" как комбинация первого и второго варианта), но они малочисленны и не определяют общей картины.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту