рефераты по менеджменту

Особенности управления компанией, находящейся в собственности государства на примере ОАО "РЖД"

Страница
2

12) утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

13) дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

14) дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;

15) дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

16) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

17) имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.

Собственник имущества казенного предприятия помимо указанных правомочий, вправе:

изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

Собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Собственник имущества унитарного предприятия вправе истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения.

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия по созданию, реорганизации и ликвидации федерального казенного предприятия, утверждению устава и внесению изменений в устав такого предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации.

Иные правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности муниципального образования, не могут быть переданы муниципальным образованием Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или иному муниципальному образованию.

Руководитель унитарного предприятия

Определенные ограничения установлены Законом об унитарных предприятиях для руководителей предприятий. В частности, руководитель унитарного предприятия не вправе:

быть учредителем (участником) юридического лица;

занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

заниматься предпринимательской деятельностью;

быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя;

принимать участие в забастовках.

Кроме того, руководитель унитарного предприятия должен периодически проходить аттестацию.

Таким образом, к руководителю унитарного предприятия предъявляются требования, характерные для требований, предъявляемых к государственным чиновникам.

Ответственность руководителя унитарного предприятия закреплена отдельной статьей Закона и определена достаточно четко.

Создание специальных органов (в соответствии с пунктом 5 статьи 21) не исключает единоличной ответственности руководителя унитарного предприятия за результаты деятельности предприятия и за принимаемые решения. Таким образом, подобные органы являются совещательными, решения, принимаемые ими, учитываются при принятии управленческих решений, но не обязательны к исполнению (разумеется, если законодательными актами, в соответствии с которыми подобный орган создается, не предусмотрено иное). Нельзя сказать, что это возврат к прежней практике организации управленческой деятельности, но данная схема полностью соответствует принципу единоначалия и коллегиальности, который являлся одним из основных постулатов управленческой деятельности в период плановой экономики. В соответствии с этим принципом решения принимаются коллегиально (коллективно), но ответственность за них индивидуализирована.

Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.

Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.

Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что унитарное предприятие подлежит двойной проверке - независимыми аудиторами и органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ ОАО «РЖД»

Общая характеристика деятельности компании

Деятельность ОАО «РЖД» удовлетворяет требованиям следующих стандартов и нормативных документов:

• Федеральный закон «Об акционерных обществах»;

• Приказ Росимущества от 26.07.2005 г. № 228 «Об упорядочении деятельности Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в сфере корпоративного управления» (с рекомендациями для формирования позиции Российской Федерации по вопросу утверждения годового отчета Открытого акционерного общества, акции которого находятся в собственности Российской Федерации);

• Постановление ФКЦБ от 31.05.2002 г. № 17/пс «Об утверждении положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения Общего собрания акционеров»;

• Распоряжение ФКЦБ от 04.04.2002 г. № 421/р «О рекомендации к применению кодекса корпоративного поведения».

ОАО "РЖД" учреждено Правительством РФ.

Хозяйственная деятельность компании началась 1 октября 2003 года. Сегодня она входит в тройку самых крупных транспортных компаний мира.

Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышение эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.

Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту