ВВЕДЕНИЕ
Институциональная экономическая теория в качестве объектов управления выделяет три системы собственности: частную, государственную и общественную. По мнению западных авторов, эти три системы собственности, как объекты управления, нигде не встречаются в чистом виде, во всех обществах они «смешаны» в различных пропорциях. Известно, что групповая собственность (в любом ее проявлении) поощряет такое поведение топ-менеджмента, при котором выгоды достаются какому-то одному участнику группы, а издержки распределяются среди всех ее членов.
Эта форма собственности зачастую ослабляет и стимулы к принятию решений, издержки которых ложатся на кого-то одного, а выгоды делятся между всеми членами группы. Например, «плоды» своего рентоориентированного управленческого поведения государственный чиновник пожинает сам, тогда как возникающие в связи с этим экономические потери падают на всех членов общества как собственников. В этом случае чиновник в качестве совладельца государственной собственности несет ничтожно малую их часть.
Эти факты обуславливают актуальность выбранной темы данной курсовой работы. В этой связи, целью работы является, разработка предложений по совершенствованию управления компаниями, находящимися в государственной собственности.
Задачи работы:
- исследование теоретических аспектов управления компаниями, находящимися в государственной собственности, а так же государственных унитарных предприятий;
- рассмотрение особенностей управления ОАО РЖД;
- выявление основных проблем, связанных с эффективным управлением.
Работа имеет традиционною структуру, и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА
В начале нового тысячелетия корпоративное управление стало одной из центральных областей хозяйственных отношений. Поскольку во многих странах государство является крупным субъектом экономики, проблематика корпоративного управления естественным образом затрагивает и предприятия с государственным участием. Подтверждая эту логику, Организация по Экономическому Сотрудничеству и Развитию (ОЭСР), один из основных «законодателей мод» в сфере корпоративного управления, выпустила в 2005 году документ под названием «Руководство по корпоративному управлению государственных предприятий».
В последние несколько лет очевидно усиление роли российского государства в качестве хозяйственного субъекта и корпоративного собственника. Данная тенденция оценивается обществом двояко. С одной стороны, многие усматривают здесь, если не торжество справедливости, понимаемое, например, как возврат «законному владельцу» неправедно отчужденного имущества, то что-то похожее на преддверие такого торжества. С другой стороны, часты упреки в отказе от рыночной экономики, ущемлении свобод и даже в создании «нового класса олигархов-чиновников». При этом обе оценки сопровождаются справедливыми обвинениями в, мягко говоря, непрозрачности процессов смены собственника.
Все это придает особую важность проблематике корпоративного управления в российских государственных компаниях.
Безусловно, совершенствование корпоративного управления - системы экономико-юридических взаимоотношений между акционерами, исполнительными органами и другими заинтересованными лицами компании - важно само по себе, без привязки к указанным «политическим» моментам. Но если в других странах для обоснования необходимости улучшения корпоративного управления в компаниях с государственным участием достаточно организационно-экономических мотивов, то в России неустойчивость отношений собственности и «переходность» современного исторического периода, придает рассматриваемому вопросу также и политическую окраску.
Действия (или бездействие) правительства в вопросах корпоративного управления в компаниях с государственным участием являются индикатором объективнее, нежели телевизионные заявления и печатные прокламации, показывающим какие цели действительно преследует государство и его представители, действующие в качестве хозяйствующих субъектов.
Нынешнее состояние корпоративного управления в компаниях с государственным участием в России нельзя признать удовлетворительным.
Хотя Кодекс корпоративного поведения – документ, содержащий рекомендации по организации корпоративного управления в российских компаниях - принимался по инициативе государства в лице ФСФР, был одобрен протоколом Правительства РФ, компании с государственным участием в большинстве своем не применяют к себе его рекомендации.
Положительные подвижки крупных (публичных) акционерных обществ с государственным участием в развитии корпоративного управления объясняются «собственным пониманием» руководства (но, как правило, не совета директоров) предприятия важности института и необходимостью выполнять обязательные условия допуска ценных бумаг к торговле на российских и иностранных биржах.
Единой и четкой государственной политики развития института корпоративного управления в «подведомственных» компаниях не просматривается.
Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия
1) принимает решение о создании унитарного предприятия;
2) определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
3) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
4) утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;
5) принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;
6) формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;
7) назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
8) согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
9) утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
10) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;
11) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;