Итогом вашего анализа необходимости обучения будут предложения о том, как с помощью обучения работников можно улучшить деятельность организации и отдельных подразделений (уровни организации и подразделений) или повысить эффективность работ отдельных сотрудников (индивидуальный уровень).
После того, как вы определили области возможных усовершенствований, вам следует конкретизировать цели и задачи для каждого конкретного курса или направления. Для этого необходимо предпринять следующее:
· Выразить желаемые результаты обучения в виде описания необходимой реальности для организации либо конкретного сотрудника и придать им какое-либо числовое значение. Например, сократить количество жалоб покупателей на 6%. Или — повысить скорость печати до 120 знаков в минуту. Иногда цели обучения достаточно сложно выразить в количественных единицах, и если это действительно невозможно, сделайте детальное описание того, как будет выглядеть улучшаемый процесс по завершении обучения. Вы удивитесь, обнаружив, как просто выявить факторы, которые поддаются измерению.
· Понятно описать требуемые стандарты, которые должны быть достигнуты в результате обучения. Например, четко выполнять все стадии процесса продаж, что будет подтверждаться заполнением соответствующих бланков. Или — соблюдать инструкции по безопасности.
В результате проделанной работы вы получите:
· основу для разработки учебной программы и выбора метода обучения;
· критерии для последующей оценки эффективности обучения;
· критерии отбора участников обучения.
Выбор методов обучения зависит от конкретной ситуации и возможностей организации. Главное общее правило: методы обучения должны соответствовать поставленным целям и задачам обучения.
Ашриджский колледж менеджмента (Ashridge Management College), Великобритания, совместно с другими европейскими школами провел исследование рынка, нацеленное на изучение тенденций в предпочтениях в учебной сфере при подготовке высшего звена руководителей. Исследование выявило растущий отказ от структурированных экспертных программ, предлагаемых признанными светилами в области менеджмента большим и разнообразным аудиториям, и переход к программам, приспособленным как к ин индивидуальным, так и к образовательным приоритетам организаций.
В настоящее время заметное предпочтение отдается индивидуализированным программам, которые сочетают начальный диагноз потребностей с гибкой организацией учебного процесса в небольших группах, после чего устанавливается пристальный контроль; его реализацией. Отправной точкой является чаще всего оценка индивидуальных результатов и поведения в сочетании с анализом куль туры организации.
Желаемым итогом является обычно непрерывное совершенствование, подкрепленное планированием действий и мероприятий, продолжающих предпринятую инициативу.
Различные организации приоритетно используют различные методы обучения, тем не менее, их список можно свети к следующим методам:
· Адаптация новопринятых или назначенных сотрудников.
· Анализ рабочих действий и процедур.
· Анализ существующих проблем и создание программ их устранения.
· Бенчмаркинг (Benchmarking) — оценка деятельности организации на основе стандартов деятельности подобных организаций.
· Группы и кружки качества. Демонстрация приемов работы.
· Дискуссии и обсуждения.
· Дистанционное обучение.
· Заочное обучение.
· Изучение и использование программного обеспечения.
· Изучение практических ситуаций.
· Индивидуальное обучение.
· Инструктаж на рабочем месте.
· Использование диагностического инструментария и анализ результатов.
· Использование пособий.
· Консультирование.
· Моделирование ситуаций.
· Наставничество.
· Обучение других сотрудников.
· Обучающее замещение.
· Ознакомление с опытом других предприятий.
· Передача полномочий (делегирование).
· Передача опыта. Поддержка рабочих групп.
· Подготовка документов (докладов, обзоров, докладных записок и т.д.).
· Подготовка и развитие рабочей команды.
· Подготовка пособий, руководящих документов и инструкций.
· Работа с учебными материалами (видеофильмы, подборки материалов и т.д.).
· Разработка рабочих процедур и стандартов.
· Расширение круга обязанностей.
· Ролевые игры.
· Ротация рабочих мест.
· Семинары, выставки, симпозиумы.
· Самообразование. Специальный набор заданий.
· Создание рабочих программ.
· Создание обучающих программ.
· Стажировки.
· Тренинг.
· Участие в выставках и других мероприятиях в качестве представителя.
· Участие в обучающих программах.
· Участие в проектах.
· Чередование рабочих операций.
· Чтение.
Выбор методов обучения зависит от:
· Целей и задач обучения.
· Прямой и косвенной стоимости обучения.
· Срочности (времени, отпущенного на обучение).
· Состава участников (их квалификации, мотивации, предыдущей подготовки).
· Квалификации и компетенции преподавателей.
3.6 Оценка эффективности обучения
В общем виде оценить эффективность обучения можно, сравнивать реальные результаты обучения с целями, которые были поставлены перед обучением с использованием установленных критериев.
Определение и оценка эффективности капиталовложений в обучение является актуальной и весьма сложной проблемой. Очевидно, что:
• Разработка программ развития управления персоналом должна быть основана на четком определении практических потребностей реальных клиентов (организаций и участников программ).
· Оценки отдачи могут отличаться для различных участников и клиентов в зависимости от их индивидуальных и корпоративных целей.
В идеале эти цели должны быть едины в том, что касается удовлетворения потребностей.
Для владельцев предприятий, высших исполнительных руководителей и предпринимателей этими целями будут:
• повышение производительности, эффективности и прибыли;
· получение общих конкурентных преимуществ;
· увеличение доли рынка и активов компании.
Для руководителей высшего звена:
· повышение эффективности управления компанией и производительности, осуществление изменений и новых проектов;
· совершенствование коллективной работы и процессов;
· разработка новых средств для достижения корпоративных целей.
Для менеджеров компаний:
• новые перспективы в карьере;
• новые возможности совершенствования работы своего сектора;
• новые методы решения задач;
• увеличение числа клиентов и более полное удовлетворение их потребностей.
Для работников предприятий:
• совершенствование условий труда;
• более активное участие в процессах принятия решений;
• более эффективное использование личного потенциала;
• большее удовлетворение от трудовой деятельности.
Для общества:
• вклад в экономическое благосостояние страны;
· увеличение поступлений в бюджет;
· новые пути решения социальных, региональных и других проблем.