Введение.
Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.
Процесс перехода на новую должность или новую работу - достаточно сложный период в жизни любого человека. Прежде, чем он может работать эффективно в соответствии с новыми требованиями, ему необходимо адаптироваться какое-то время на новом месте или в новой для него организации. В этот период его часто посещает чувство неуверенности в своих действиях и решениях. Если он не ощущает поддержки со стороны организации, у него появляются сомнения в том, что он поступил правильно, решив устроиться в эту организацию. Чем чаще такие сомнения посещают его, тем ниже уровень его доверия к организации, лояльности и, как следствие, качества выполнения работы.
Учебные цели данной работы: дать представление о современных концепциях социализации и обучения персонала, познакомить с основными этапами работы по социализации и обучению персонала, научить конкретно оценивать эффективность социализации и обучения персонала.
Процедура введения в должность позволяет предупредить возможные негативные последствия передвижения уже работающего либо приема нового сотрудника. Ее основная задача — помочь сотруднику адаптироваться в новой обстановке и достичь необходимой эффективности в наиболее короткий срок.
Необходимо отметить, что эта процедура не является обучением и не обеспечивает необходимых навыков или знаний для выполнения порученной работы. Скорее, это знакомство с нормами, принятыми в организации. В связи с этим обучение и введение в должность планируются, и проводится раздельно.
Особенно эта процедура важна для выпускников школ, и техникумов и университетов. Скорее всего, для них это будет первый реальный рабочий опыт и, следовательно, им нужна более полная и развернутая информация.
Процедура введения в должность имеет достаточно общий характер. Она устанавливает общие правила и предписывает комплекс необходимых действий. Вместе с тем, процесс адаптации сотрудника исключительно индивидуален как с точки зрения его личных качеств, так и с точки зрения его работы. Для персонификации процесса введения в должность создаются программы для кал отдельного сотрудника. Содержание программы зависит от следующих факторов:
§ содержания работы;
§ статуса и уровня ответственности;
§ рабочего окружения;
§ личных особенностей сотрудника.
§ Линейные руководители обеспечивают составление и выполнение программы введения в должность на рабочем месте.
§ Сотрудники, имеющие возможность оказать реальную поддержку и помощь в адаптации работника.
§ Коллеги, работающие в одном отделе или в смежных подразделениях.
§ Как правило, подразделение управления персоналом.
Первый день работы нового сотрудника рекомендуется начинать несколько позже обычного времени с тем, чтобы все сотрудники были уже на местах, и можно было выполнить все формально без суеты и спешки. Обычно нового работника встречает кто-нибудь из подразделения управления персоналом и первым делом обеспечивает заполнение необходимых документов. После этого нового сотрудника представляют куратору (не обязательно прямому руководителю), который отвечает за реализацию программы введения в должность.
Сначала сотрудник получает инструменты и оборудование, необходимые ему для работы. Затем его ведут на рабочее место и знакомят с коллегами. И только после этого его начинают знакомить с организацией.
Список возможных тем может быть следующим:
· Подробная история компании и ее развитие.
· Высшее и среднее звено управления.
· Наиболее важные документы компании. Например, миссия, стратегия, система управления качеством и т.д.
· Описание бизнеса организации. Политика в области работы с заказчиками.
· Содержание работы, должностная инструкция, пределы полномочий, ответственность.
· Система качества.
· Взаимодействие с другими отделами или работниками.
· Техника безопасности (инструктаж).
· Список документов, с которыми новому работнику необходимо ознакомиться в первую очередь.
Один из наиболее практичных путей предоставления информации - создание пакета документов, который состоит из обычных рекламных материалов и особых материалов, подготовленных специально для этого случая.
Если организация обладает соответствующими ресурсами, то в течение первого месяца организуется формальный семинар для всех новопринятых работников. На таком семинаре раскрываются основы философии организации, приводятся примеры обычной рабочей практики, обрисовываются перспективы, показывается положение на рынке. Обычно также рассказывается об основных продуктах или услугах, важнейших заказчиках и принципах работы ними, манерах и способах общения в компании.
В один из дней первой недели организуется встреча сотрудника и куратора с менеджером по обучению для разработки индивидуального плана обучения.
В ходе всего процесса адаптации необходимо контролировать прогресс сотрудника, для чего организуются периодические встречи по результатам выполнения программы введения в должность.
Желательно, чтобы процесс адаптации заканчивался формальным или аттестационным собеседованием, на котором подводились итоги адаптационного периода и планировались дальнейшие мероприятия по повышению эффективности работы сотрудника.
Перед приходом нового работника необходимо:
§ Убедиться, что должностная инструкция подготовлена и соответствует действительности.
§ Договориться с кем-нибудь из его будущих коллег о неформальной помощи и опеке.
§ Проверить, подготовлено ли его рабочее место.
§ Проинформировать заранее всех сотрудников о приходе нового работника.
§ Приготовить все информационные материалы, которые будут выданы сотруднику в первый день работы.
§ Подготовить необходимые пропуска.
§ Позвонить сотруднику накануне его официального выход на работу и убедиться, что все в порядке.
Вместе с новым сотрудником проанализировать его должностные обязанности.
Объяснить правила компенсации возможных затрат.
Ознакомить с требованиями к конфиденциальности информации.
Ознакомить с правилами внутреннего распорядка работы.
Обсудить стиль управления, особенности культуры, традиции, нормы и т.д., принятые в организации.
Ознакомить с основными процедурами и политикой в отношении персонала.
Ознакомить с организационной структурой и структурой подчинения (если необходимо).
Провести инструктаж по технике безопасности.
Провести инструктаж по оказанию неотложной помощи.