Введение
Предметом исследования в работе служит предмет менеджмента.
Непосредственный объект изучения в курсовой работе – организация с точки зрения управляющих функций.
Цель - в соответствии с предметом исследовать объект изучения в данной работе.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие основные задачи:
- привести теоретические понятия и положения, связанные с проблемой исследования в работе;
- описать основные виды предприятий, согласно украинскому законодательству;
- определить кратко содержание и основные формы управления, присущие исследуемому предприятию.
В современных условиях менеджмент рассматривается, как философия и методология предпринимательства. Каждое предприятие и предприниматель идентифицируют деятельность своего предприятия с точки зрения адекватной реакции на изменяющиеся условия внутренней и внешней среды.
Национальная экономика Украины на сегодняшний день является переходной. Некоторые предприятия продолжают работать по старой схеме, ориентируясь по - прежнему не столько на клиента, сколько на производство, без учета современных концепции развития рынка.
Адаптацию западного стиля управления к украинским условиям можно осуществлять более успешно, если в полной мере овладеть знаниями в этой области и рассматривать управление не только, как тщательно продуманную деятельность, но и как философию руководства предприятием.
Глава 1. Теоретические основы управления предприятием
Управление организацией, фирмой, производством в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами.
Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Руководитель должен понимать и учитывать критические факторы или составляющие организаций (внутренние переменные), а также силы, воздействующие на организацию из вне (внешние переменные), а также учитывать влияние организации на общество.
Руководство, управление можно рассматривать, как самостоятельную деятельность, заключающуюся в целенаправленном влиянии на людей, с тем чтобы они работали для достижении целей организации, коллектива [9, стр.35].
При всём многообразии управленческой деятельности можно выделить четыре взаимосвязанных функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции объединены связующими процессами – коммуникацией (общение, обмен информации) и принятием решений (рис.1.1)[11, стр.27].
Рассмотрим кратко суть каждой из вышеперечисленных функций.
Функция планирования заключается в определении того, какими должны быть цели организации и что надо делать для их достижения.
Организовать - означает создать определённую структуру. Организация состоит из множества формальных и неформальных элементов, которые необходимо приводить в соответствие, координировать процесс решения различных задач для достижения общих целей.
Работу в организации выполняют люди, поэтому другим важным аспектом организации является определение того, кто именно будет делать конкретную работу.
| |||
Рис.1.1. Основные функции управления
Абсолютно очевидно, что прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не будут иметь никакого смысла, если люди не захотят выполнять необходимую работу. В профессиональной, также как и в другой сфере жизни огромную роль играет мотивация.
Известный американский психолог А. Маслоу сформулировал позитивную теорию мотивации, при построении которой были учтены эмпирические данные, полученные как клиническим, так и экспериментальным путем. В рамках своей теории Маслоу выделяет пять базовых потребностей мотивации человека и потребность в признании занимает высшую ступень (рис. 1.2) [19, стр.44].
Потребность в признании является важнейшей движущей силой, напрямую связанной с деятельностью человека в социуме. Эта потребность включает в себя как желания и стремления, связанные с понятием «достижение» (рост личностной значимости, уверенности, самоуважения), так и достижение уважения других (завоевание статуса, признания, престижа). Удовлетворение этой потребности порождает у личности чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, чувство собственной необходимости и полезности в этом мире. Неудовлетворение этой потребности вызывает чувство слабости, униженности, беспомощности.
Потребность
В самоакту
ализации
Потребность
в признании
Потребность в
принадлежности
и любви
Потребность в безопасности
Физиологические потребности
Рис. 1.2. Иерархия потребностей по Маслоу А.
Задача функции мотивации в управлении заключается в том, чтобы люди выполняли работу в соответствии с делегированными им правами и обязанностями.
Следующая важнейшая функция управления это контроль.
Функция контроля тесно связана с функцией планирования. Она реализует обратную связь между планом и его исполнением.
Все функции управления требуют обмена информацией и принятия решений. Обмен информации в организации происходит по каналам формальных и неформальных структур. На основе информации принимаются решения.