Для каждого предприятия организационное построение это не пустая формальность, продиктованная требованиями кадровой реализации, а система функционально образующих направлений координации хозяйственной деятельности. В понимании теоретиков и практиков организационное построение – это управленческая структура предприятия, продиктованная выпускаемой продукцией, количеством рынков и масштабами сбытовой деятельности предприятия и другими факторами развития. С этим определением трудно не согласится.
В настоящий момент в практике менеджмента и маркетинга выделяют в зависимости от характера связей между различными подразделениями организации» различают следующие типы организационных структур: линейную, функциональную, линейно-функциональную (штабную) и матричную. Данные оргструктуры являются базовыми и служат отправной точкой для построения конкретной формы управления на фирме, предприятии, в организации.
Характеристику исследуемого предприятия по структуре управления производством и персоналом в соответствии с выбранной формой собственности можно охарактеризовать, как функциональную. Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.
Для предприятия, которое явилось объектом исследования, характерна коллективная форма собственности и это также определило форму организационного построения данного предприятия. На исследуемом предприятии акционерная форма собственности (многие работники имеют акции своего предприятия) и это положительно влияет на персонал предприятия, создавая мотивацию для работы на конечный результат.
В целом можно сказать, что управление предприятием основывается на строгой регламентации функциональных задач производственных и обслуживающих подразделений. Это, безусловно, мощный фактор и залог успешного менеджмента, однако в таком построении организации снижаются возможности проявления инициативы со стороны, как управляющих работников, так и подчиненных, при этом общее видение и концепция дальнейшего развития предприятия не является продуктом коллективного решения, а часто навязывается собственником, который имеет больший вес в активах фирмы.
Приложение
Таблица
Классификация организационно-правовых форм хозяйствования
№ п/п |
Форма хозяйствования |
Код вида предприятия | ||
1 |
Индивидуальное предприятие |
100 | ||
2 |
Семейное предприятие |
110 | ||
3 |
Частное предприятие |
120 | ||
4 |
Коллективное предприятие |
130 | ||
5 |
Государственное предприятие |
140 | ||
6 |
Государственное коммунальное предприятие |
150 | ||
7 |
Совместное предприятие |
160 | ||
8 |
Предприятие, основанное на полной собственности гражданина или юридического лица иностранного государства |
170 | ||
9 |
Кооператив |
180 | ||
10 |
Арендное предприятие |
190 | ||
11 |
Сельское (фермерское) хозяйство |
200 | ||
12 |
Потребительское общество |
210 | ||
13 |
Союз потребительских обществ |
220 | ||
14 |
Акционерное общество |
230 | ||
15 |
Открытое акционерное общество |
240 | ||
16 |
Закрытое акционерное общество |
250 | ||
17 |
Общество с ограниченной ответственностью |
260 | ||
18 |
Общество с дополнительной ответственностью |
270 | ||
19 |
Полное общество |
280 | ||
20 |
Коммандитное общество |
290 | ||
21 |
Ассоциация |
300 | ||
22 |
Корпорация |
310 | ||
23 |
Консорциум |
320 | ||
24 |
Концерн |
33 | ||
25 |
Объединение |
340 | ||
26 |
Дочернее предприятие |
350 | ||
27 |
Предприниматель |
360 | ||
28 |
Организация |
370 | ||
29 |
Заведение |
380 | ||
30 |
Учреждение |
390 | ||
31 |
Организация арендаторов |
400 | ||
32 |
Организация покупателей |
410 | ||
33 |
Политическая партия |
420 | ||
34 |
Общественная организация |
430 | ||
35 |
Религиозная организация |
440 | ||
36 |
Отделение |
450 | ||
37 |
Представительство |
460 | ||