2) основанная на вознаграждении. Требует наличия у руководителя знания потребностей подчиненного и ресурсов для их удовлетворения;
3) основанная на легитимности (законности, традициях). Подчиненный реагирует на должность, формальный статус руководителя, подчиняется потому, что так принято;
4) основанная на осознанном подчинении. Подчиненный осознает разумность требований руководителя и поэтому подчиняется;
5) основанная на харизме - исключительных качествах личности, вызывающих слепое, некритическое, безоговорочное преклонение и веру.
Авторитарные лидеры склонны упрощать реальную ситуацию, сводя ее к примитивному делению "черное - белое".
Из истории известен лозунг: "Кто не с нами, тот против нас". Такой психологический прием помогает обосновать необходимость объединения вокруг "своего", пусть даже и авторитарного лидера. Тем самым он оказывается носителем идеала руководителя, который все предвидит и заботится о своих подчиненных.
Власть никогда не определяется только формальным статусом, а определяется степенью зависимости подчиненного от менеджера.
Однако обычно такая зависимость обоюдная: от менеджера зависит оплата труда, продвижение по службе, удовлетворение социальных потребностей, а от подчиненного зависит качество выпускаемой продукции, достоверность представляемой информации, правильность оформления документации, точность выполнения расчетов, скорость компьютерной обработки баз данных, а в конечном итоге - репутация его начальника у вышестоящего руководства [8, с. 408]. Обоюдная зависимость менеджера и подчиненных требует создания баланса власти; такого сочетания взаимного влияния менеджера и подчиненных, которое в наибольшей степени обеспечивает достижение целей предприятия. Каждый член коллектива характеризуется своим положением, которое определяется его статусом и степенью вклада в достижение общих целей. Наиболее заметную роль в коллективе играет лидер. По направленности деятельности различают негативных и позитивных лидеров; по характеру поведения - открытых и скрытых (не оказывающих преднамеренного влияния на коллектив). Ситуативный лидер проявляет лидерские качества в определенных ситуациях. В случае позитивной направленности лидера он может оказать помощь официальному руководителю как выразитель мнений и настроений группы, которые должны учитываться при принятии решений. Лидер может рассматриваться как резерв на выдвижение, в том числе и для руководства временными коллективами или звеньями, создающимися для выполнения конкретных разовых задач. Позитивный лидер может способствовать лучшему пониманию группой решений руководителя и их реализации. Поэтому нежелательно совмещение в одном лице официального руководителя и неформального лидера, т.к. тем самым устраняется дополнительный источник воздействия на членов группы. Часть вопросов руководитель может делегировать для решения в коллектив и непосредственно неформальному лидеру. Особенно это относится к тем вопросам, которые решаются однозначно, и неважно, кто принимает решение. В эту группу вопросов можно отнести и те, которые не носят принципиального характера и поэтому для организации неважно, какое решение принято, хотя это решение и может иметь значение для отдельно взятого члена коллектива. При работе с людьми руководители применяют разнообразные приемы. Частое применение тех или иных приемов формирует определенный стиль руководства, который в значительной степени зависит также от склада личности руководителя и от ситуации. Возникновение понятия "Стиль руководства" и его изучение можно связать с именем немецкого психолога К.Левина. Название и количество стилей руководства было разнообразным, что, как правило, связано с политическими процессами происходившими в тридцатые - сороковые годы 20 века. Постепенно сложилось так, что классическими стали считаться деление на три стиля. Наглядно-лаконичную характеристику этих трех стилей руководства представила Г.Андреева. Классификация по Андреевой представляет собой схему двухмерного описания каждого стиля, включая его формальную и содержательную сторону (таблицы 1.2, 1.3, 1.4)
Таблица 1.2 – Авторитарный (директивный) стиль.
Формальная сторона |
Содержательная сторона |
Деловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и придирки субъективны. Эмоции в расчет не принимаются. Показ приемов - не система. Позиция руководителя - вне группы. |
Дела в группе планируются руководителем заранее и во всем их объеме. Определяются лишь непосредственные цели, дальние цели коллективу не известны. Голос руководителя - решительный. |
Таблица 1.3 – Демократический (коллегиальный) стиль.
Формальная сторона |
Содержательная сторона |
Инструкции в форме предложений. Не сухая речь, а товарищеский тон. Похвала и порицание - с советами. Распоряжение и запреты - с дискуссиями. Позиция руководителя - внутри группы. |
Мероприятия планируются в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. |
Таблица 1.4 – Нейтральный (попустительский) стиль.
Формальная сторона |
Содержательная сторона |
Тон – конвенциальный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция руководителя - незаметно в стороне от группы. |
Дела в группе идут сами собой. Руководитель не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от лидеров подгрупп. |
Эти три таблицы можно свести в одну сравнительную (таблица 1.5).
Таблица 1.5 – Параметры стилей руководства.
Параметры взаимодействия с подчиненными |
Стили руководства | ||
Авторитарный |
Демократический |
Нейтральный | |
Принятие решений |
решения принимаются единолично |
решения принимаются после обсуждения в |
решения принимаются сами собой (кем-то в |
группе. |
группе) или по указанию руководства | ||
Способ доведения решения |
приказы, распоряжения, команды |
предложения, советы |
просьбы |
Отношение ответственности |
или берет полностью на себя или полностью перекладывает на подчиненных |
коллективная ответственность |
снимает с себя всякую ответственность |
Отношение к инициативе |
подавляется |
поощряется |
отдается в руки подчиненных |
Отношение к недостаткам собственных знаний |
недостатков нет "и не может быть по определению" |
постоянно повышает свою квалификацию |
нет "большого значения |
Стиль общения |
"держит дистанцию" |
поддерживает дружеское общение |
избегает общения |
Характер отношений с подчиненными |
в зависимости от настроения |
манера поведения со всеми как с равными коллегами |
мягкая манера поведения |
Отношение к дисциплине |
жесткая формализованная дисциплины |
сторонник дисциплины "разумной достаточности" |
формально-попустительское отношение |
Отношение к моральному воздействию на подчиненных |
неотвратимость наказание - основной метод стимулирования |
необходимо использовать различные методы поощрения и наказания |
безразличное |