рефераты по менеджменту

Организация труда менеджера на примере кадрового агентства

Страница
9

2) основанная на вознаграждении. Требует наличия у руководителя знания потребностей подчиненного и ресурсов для их удовлетворения;

3) основанная на легитимности (законности, традициях). Подчиненный реагирует на должность, формальный статус руководителя, подчиняется потому, что так принято;

4) основанная на осознанном подчинении. Подчиненный осознает разумность требований руководителя и поэтому подчиняется;

5) основанная на харизме - исключительных качествах личности, вызывающих слепое, некритическое, безоговорочное преклонение и веру.

Авторитарные лидеры склонны упрощать реальную ситуацию, сводя ее к примитивному делению "черное - белое".

Из истории известен лозунг: "Кто не с нами, тот против нас". Такой психологический прием помогает обосновать необходимость объединения вокруг "своего", пусть даже и авторитарного лидера. Тем самым он оказывается носителем идеала руководителя, который все предвидит и заботится о своих подчиненных.

Власть никогда не определяется только формальным статусом, а определяется степенью зависимости подчиненного от менеджера.

Однако обычно такая зависимость обоюдная: от менеджера зависит оплата труда, продвижение по службе, удовлетворение социальных потребностей, а от подчиненного зависит качество выпускаемой продукции, достоверность представляемой информации, правильность оформления документации, точность выполнения расчетов, скорость компьютерной обработки баз данных, а в конечном итоге - репутация его начальника у вышестоящего руководства [8, с. 408]. Обоюдная зависимость менеджера и подчиненных требует создания баланса власти; такого сочетания взаимного влияния менеджера и подчиненных, которое в наибольшей степени обеспечивает достижение целей предприятия. Каждый член коллектива характеризуется своим положением, которое определяется его статусом и степенью вклада в достижение общих целей. Наиболее заметную роль в коллективе играет лидер. По направленности деятельности различают негативных и позитивных лидеров; по характеру поведения - открытых и скрытых (не оказывающих преднамеренного влияния на коллектив). Ситуативный лидер проявляет лидерские качества в определенных ситуациях. В случае позитивной направленности лидера он может оказать помощь официальному руководителю как выразитель мнений и настроений группы, которые должны учитываться при принятии решений. Лидер может рассматриваться как резерв на выдвижение, в том числе и для руководства временными коллективами или звеньями, создающимися для выполнения конкретных разовых задач. Позитивный лидер может способствовать лучшему пониманию группой решений руководителя и их реализации. Поэтому нежелательно совмещение в одном лице официального руководителя и неформального лидера, т.к. тем самым устраняется дополнительный источник воздействия на членов группы. Часть вопросов руководитель может делегировать для решения в коллектив и непосредственно неформальному лидеру. Особенно это относится к тем вопросам, которые решаются однозначно, и неважно, кто принимает решение. В эту группу вопросов можно отнести и те, которые не носят принципиального характера и поэтому для организации неважно, какое решение принято, хотя это решение и может иметь значение для отдельно взятого члена коллектива. При работе с людьми руководители применяют разнообразные приемы. Частое применение тех или иных приемов формирует определенный стиль руководства, который в значительной степени зависит также от склада личности руководителя и от ситуации. Возникновение понятия "Стиль руководства" и его изучение можно связать с именем немецкого психолога К.Левина. Название и количество стилей руководства было разнообразным, что, как правило, связано с политическими процессами происходившими в тридцатые - сороковые годы 20 века. Постепенно сложилось так, что классическими стали считаться деление на три стиля. Наглядно-лаконичную характеристику этих трех стилей руководства представила Г.Андреева. Классификация по Андреевой представляет собой схему двухмерного описания каждого стиля, включая его формальную и содержательную сторону (таблицы 1.2, 1.3, 1.4)

Таблица 1.2 – Авторитарный (директивный) стиль.

Формальная сторона

Содержательная сторона

Деловые, краткие распоряжения.

Запреты без снисхождения, с угрозой.

Четкий язык, неприветливый тон.

Похвала и придирки субъективны.

Эмоции в расчет не принимаются.

Показ приемов - не система.

Позиция руководителя - вне группы.

Дела в группе планируются руководителем заранее и во всем их объеме.

Определяются лишь непосредственные цели, дальние цели коллективу не известны.

Голос руководителя - решительный.

Таблица 1.3 – Демократический (коллегиальный) стиль.

Формальная сторона

Содержательная сторона

Инструкции в форме предложений.

Не сухая речь, а товарищеский тон.

Похвала и порицание - с советами.

Распоряжение и запреты - с дискуссиями.

Позиция руководителя - внутри группы.

Мероприятия планируются в группе.

За реализацию предложений отвечают все.

Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.

Таблица 1.4 – Нейтральный (попустительский) стиль.

Формальная сторона

Содержательная сторона

Тон – конвенциальный.

Отсутствие похвалы, порицаний.

Никакого сотрудничества.

Позиция руководителя - незаметно в стороне от группы.

Дела в группе идут сами собой.

Руководитель не дает указаний.

Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от лидеров подгрупп.

Эти три таблицы можно свести в одну сравнительную (таблица 1.5).

Таблица 1.5 – Параметры стилей руководства.

Параметры взаимодействия с подчиненными

Стили руководства

Авторитарный

Демократический

Нейтральный

Принятие решений

решения принимаются единолично

решения принимаются после обсуждения в

решения принимаются сами собой (кем-то в

   

группе.

группе) или по указанию руководства

Способ доведения решения

приказы, распоряжения, команды

предложения, советы

просьбы

Отношение ответственности

или берет полностью на себя или полностью перекладывает на подчиненных

коллективная ответственность

снимает с себя всякую ответственность

Отношение к инициативе

подавляется

поощряется

отдается в руки подчиненных

Отношение к недостаткам собственных знаний

недостатков нет "и не может быть по определению"

постоянно повышает свою квалификацию

нет "большого значения

Стиль общения

"держит дистанцию"

поддерживает дружеское общение

избегает общения

Характер отношений с подчиненными

в зависимости от настроения

манера поведения со всеми как с равными коллегами

мягкая манера поведения

Отношение к дисциплине

жесткая формализованная дисциплины

сторонник дисциплины "разумной достаточности"

формально-попустительское отношение

Отношение к моральному воздействию на подчиненных

неотвратимость наказание - основной метод стимулирования

необходимо использовать различные методы поощрения и наказания

безразличное

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту