Функционирование системы непрерывного образования предполагает наличие:
· общего образования (развитие природных задатков и способностей, освоение накопленного обществом социального опыта, основных научных представлений, социокультурных правил и норм);
· базовой профессиональной подготовки (освоение профессиональных основ, взглядов и оценок, объективных причинно-следственных связей и реальностей), формирующей основы квалификации специалиста (проводится один раз за весь период трудовой деятельности);
· специализированной профессиональной подготовки (овладение методами и инструментарием осуществления профессиональной деятельности, а, по существу, - поддержания уровня необходимых профессиональных знаний);
· переподготовки и повышения квалификации (расширение и углубление общеобразовательного и профессионального уровня, овладение более широким диапазоном видов, методов, предметов и средств осуществления профессиональной деятельности);
· адаптация (перевод вновь освоенных видов деятельности в «привычные»).
Таким образом, система непрерывного образования должна состоять из двух основных частей: базового и дополнительного образования.
Сроки и периодичность профессиональной подготовки целесообразно дифференцировать в зависимости от уровня предшествующей полготовки, объема дополнительных знаний, которые объективно необходимо приобрести.
Представляется важным еще один вариант организации системы непрерывного образования - через систему дополнительного образования и повышение квалификации кадров. Достаточно распространено мнение, что нынешних условиях многим профессиональным группам работников (квалифицированным рабочим, техническим исполнителям и руководителям административно-хозяйственных подразделений) необходимо высшее и среднее специальное образование.
Между тем очевидно, что подобная подготовка нужна далеко не всегда, а в ряде случаев просто излишня. По существу, требуется, чтобы работник владел рядом специальных дисциплин в объеме программ учебных заведений среднего и высшего профессионального образования. Для этого нередко вполне достаточно обучения на специальных курсах и в учебных заведениях дополнительного профессионального образования.
Независимо от масштаба подразделения и организации, занимающиеся развитием и обучением персонала, решают общие задачи, которые можно разделить на две группы: содействующие росту сотрудников и развитие личности.
Таблица 3.1.1
Развитие личности и рост сотрудников
Как содействовать развитию и росту сотрудников |
Что способствует развитию личности и улучшению результатов работы |
Ставить перед каждым достижимые и стимулирующие цели |
Широкая коммуникация, доброжелательность, забота о каждом |
Предлагать решение все более сложных проблем |
Индивидуальный подход |
Предоставлять всевозрастающую ответственность |
Уважение каждой личности |
Делегировать задачи, проблемы, полномочия |
Внимательное отношение к каждому |
Предоставлять всю необходимую информацию |
Интерес к мнениям, суждениям м взглядам сотрудников |
Поощрять: |
По возможности учет личных целей и потребностей |
- собственную инициативу |
Поощрение творчества |
- предложения |
Видеть в каждом сотруднике источник новых идей |
- инновации |
Дискуссии о качестве продукции |
- экспериментирование |
Привлечение к постоянной ревизии своих рабочих методов |
- соразмерный риск |
Достаточные возможности суверенного действия |
- творчество |
Право делать ошибки и идти на соразмерный риск |
Не наказывать за ошибки |
Похвала и признание малейших успехов |
Хвалить за малейшие успехи |
Подбадривающие советы |
Постоянно консультироваться с сотрудниками |
Шансы на продвижение |
Широкая информация | |
Поощрение к высказыванию замечаний | |
Ограничение контроля, введение системы самоконтроля |
Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний.
Существует несколько наиболее типичных ошибок, которые допускаются организациями в области профессионального развития персонала, своего рода «капканов», в которые может попасть любая компания.
1. Развитие ради развития. Это наиболее часто встречающаяся проблема: увлекшись самим процессом развития своих сотрудников, организации выпускают из вида то, ради чего осуществляется это развитие – цели организации. Такие ситуации возникают практически всегда в том случае, когда стратегические цели организации либо не сформулированы, либо держатся в секрете от руководителей, занятых управлением профессиональным развитием. Еще одна причина попадания в данный капкан — отстраненность линейных руководителей от процесса профессионального развития, тотальное делегирование функции управления им отделу человеческих ресурсов.
2. Развитие как развлечение. В организациях, которые попали в эту ловушку, к профессиональному обучению относятся как к оплачиваемому отпуску, не имеющему никакого отношения к тому, что происходит на рабочих местах. Причиной подобного отношения могут стать позиция руководства, не участвующего и не поддерживающего процесс профессионального развития, отсутствие системы оценки эффективности развития, не включения результатов профессионального обучения в процесс оценки сотрудников организации. Пожалуй, в России и после десятилетия рыночных реформ подобное отношение к образованию на предприятии остается наиболее распространенной и наиболее грубой ошибкой, возможно, связанной с разного рода налоговыми "схемами", когда "стажировка" является заменой оплачиваемой туристической поездки.