Например, по методологии, используемой Европейским союзом в начале 2005 г., были предложены следующие параметры отнесения предприятий к малым и средним (табл. 3) [8, с. 51].
Таблица 3 - Критерии группировки предприятий
Класс предприятия |
Численность занятых, чел. |
Годовой оборот, млн.евро |
Баланс, млн.евро |
Малое |
менее 50 |
менее 4 |
менее 2 |
Среднее |
50-250 |
менее 16 |
менее 8 7 |
Размеры средних предприятий по критерию численности занятых определяются в РФ в интервале от 100 до 300 (по методологии ЕС - от 50 до 250 чел.), крупных - от 300, а в некоторых отраслях - от 500 и выше. Именно последним принадлежит ведущая роль в современной экономике, хотя их число относительно невелико. В соответствии с ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.95 г. к субъектам малого предпринимательства в РФ относятся коммерческие организации - юридические лица, в уставном капитале которых доля государственной собственности РФ и субъектов РФ, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не выше 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не выше 25% и у которых средняя численность работников не превышает: в промышленности, строительстве, транспорте - 100 чел.; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 чел.; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.; в остальных отраслях - 50 человек.
Качественные отличия малых предприятий от средних и крупных организаций состоят в том, что они работают в условиях более высокого риска и неустойчивости, с одной стороны, и проявляют большую гибкость и восприимчивость к инновациям, с другой. Иными словами, в своей массе они должны быть истинными предпринимательскими структурами, основу деятельности которых составляет новаторство, творчество, нестандартные и рисковые подходы. Соответственно формируются характерные черты их внутренней организации и внешнего делового окружения. К ним в первую очередь относятся:
- особенности производственных процессов, предопределяющие ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов, небольшую номенклатуру выпускаемых изделий и упрощенность системы сбыта;
- специфика системы управления и руководства, проявляющаяся в единстве права собственности и непосредственного управления предприятием и особой роли руководителя включенного практически во все функциональные области. Система управления также характеризуется компактностью управленческой команды, многофункциональностью менеджеров, простотой структуры управления и информационных связей, быстротой принятия решений, неформальным подходом к планированию и контролю;
- состояние отдельных компонентов, с особым, персонифицированным характером отношений между хозяином и работниками - гибкость и восприимчивость к нововведениям, небольшие размеры финансовых ресурсов и низкую капитализацию при высокой оборачиваемости капитала.
Особенности внешних воздействий формируют такие устойчивые характеристики малого предприятия, как: локальность ресурсных и сбытовых рынков; преобладание неформальных взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей; положение «ведомого» в кооперационных связях с крупными предприятиями; высокая чувствительность к изменениям экономической конъюнктуры, политической обстановки, законодательства; ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов; большая зависимость от системы поддержки. [26, с. 86-87].
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ КРУПНОГО И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Под влиянием изменений, которые происходят в мировой и российской экономике, а также обострения конкуренции между странами и компаниями все большее распространение приобретают процессы интеграции. Понятие интеграции стало широко использоваться в 1950-60-е годы, сначала для отражения процессов, происходящих на уровне межнациональных образований и блоков (например, интеграция стран капиталистического или социалистического лагеря), а позже под влиянием тенденции к всеобщей экономической интеграции было перенесено на уровень организаций.
Под интеграцией понимается объединение усилий ряда организаций для достижения общей стратегической цели, укрепления их конкурентоспособности и повышения эффективности. В специальной литературе выделяют два основных вида интеграции организаций:
- горизонтальную, когда происходит объединение усилий разных организаций для реализации каких-либо общих целей (например, создание ассоциаций, общих финансовых органов, органов управления имуществом, группировок, формирование финансово-промышленных групп);
- вертикальную, когда объединяются предприятия, связанные между собой технологически, по участию в цепочке создания ценностей (для проведения согласованной политики в области цен, маркетинга, рекламы и т.п., производится разделение зон хозяйствования, за каждым предприятием закрепляются постоянные функции).
Наряду с этим в практике слияний и объединений нередко выделяют третий тип интеграции, который представляет собой комбинацию первых двух и называется диагональной интеграцией.
Процесс интеграции приводит к формированию целостных образований из самостоятельно функционирующих организаций, каждая из которых воспринимает другие организации и компании как части единого экономического организма. При этом особую ценность представляют не только инициатива и умение видеть незаполненные ниши, но и способность соединять разные экономические структуры, налаживать четкую, надежную сеть взаимодействия между субъектами хозяйствования. Благодаря соединению потенциалов различных предприятий, дополняющих друг друга, создается синергетический эффект, что приводит к росту эффективности интеграционного образования. Вот как об этом говорит директор завода «Точприбор» В.И.Афанасьев: «Нужно, чтобы вся цепочка была организационно и экономически единой. Допустим, есть продукт Российского космического агентства: запуск, спутниковая связь, мониторинг экологический или за сельскохозяйственными и лесными угодьями и т.д. - от этого результата вся цепочка прокормилась, закрыла проблему возмещения израсходованных оборотных средств, получила доход, распределила его между звеньями пропорционально их вкладу в конечный результат - и в итоге все нормально работают и нормально живут» [26, с. 76-78].