Выступление в хозяйственном обороте с целью получения прибыли означает, что только профессиональное занятие производством товаров дает основание считать участников такой деятельности предпринимателями. Если гражданин совершает такого рода акции эпизодически или непрофессионально без цели извлечения прибыли (например, реализует образовавшиеся у него излишки сельхозпродукции, продает ставшие ненужными ему вещи, строит дом соседу даже с оплатой разового вознаграждения), он не может расцениваться как предприниматель, не обязан регистрироваться в этом качестве. На него в этом случае распространяются только нормы гражданского права, но не закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и другие законы хозяйственной сферы.
С предпринимательской деятельностью тесно связаны две группы деятельности: ведения хозяйства на некоммерческой основе и хозяйственно-организаторская, либо властно-регулирующая деятельность государства и регионов. Деятельность некоммерческих структур (например, товарных и фондовых бирж) осуществляется в таком виде в целях повышения эффективности обслуживания предпринимателей. Некоммерческое выражение такой деятельности в известной мере условно. Если биржа не распределяет полученной прибыли между своими акционерами, то направление всех доходов на улучшение оборудования биржи, обслуживание клиентуры влечет повышение стоимости ее акций. В остальном хозяйственная деятельность некоммерческих структур ведется в том же ключе, как и предпринимательская деятельность, и в постоянном взаимодействии с предпринимателями и предприятиями [5, с. 59-67].
Предприниматели и предприятия должны легитимироваться в качестве субъектов с помощью регистрации. Предприятия - юридические лица проходят регистрацию в соответствии со ст. 34 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Субъекты хозяйственного права не только ведут хозяйственную деятельность по выпуску товаров (работ, услуг), но и осуществляют руководство ею либо властное государственное воздействие на предпринимательскую деятельность. Объем и соотношение этих двух сфер проявления хозяйствования у разных субъектов различен.
У предпринимателей-граждан компонент руководства вообще отсутствует. У предприятий руководство проявляется в отношении своих подразделений, а главное - в его работе - непосредственное ведение хозяйства. У таких субъектов как государство, регион в компетенции преобладает хозяйственно-организующая деятельность в отношении субъектов, действующих на базе предоставленного государством или регионом как собственниками имущества и регулирующее воздействие в отношении всех субъектов-предпринимателей при осуществлении защиты публичных интересов. С ними государство устанавливает правоотношения в процессе реализации антимонопольных функций, взимания налогов, требований соблюдения порядка ведения хозяйственной деятельности и ответственности за его нарушение.
Хозяйственная компетенция как необходимый элемент правосубъектности означает, что субъект получает возможность приобретать права и обязанности с момента создания и эта возможность восполняется имеющимися у субъекта наличными правами (на имущество, фирму, выбор сферы хозяйствования и др.). Имущественная ответственность для каждого хозяйствующего субъекта означает, что он отвечает сам, своим имуществом прежде всего при наличии в уставе (положении) дополнений, ответственность затем может восполняться и другой имущественной сферой. Например, в товариществах это может быть имущественная сфера товарищей в дополнение к ответственности самого предприятия [5, с. 59-67].
В настоящее время при многообразии форм собственности число способов создания предприятий возросло и, по-видимому, изменилось по содержанию и смыслу. Ранее эти вопросы в условиях господства государственной формы собственности и административно-командного механизма решались главным образом с позиции определения уровня компетенции соответствующих государственных органов. Для кооперативных организаций и их предприятий такой вопрос обсуждался с позиций возможности их создания в разрешительном или явочно-нормативном порядке, который можно считать формальным, так как на деле колхозы и кооперативы создавались в директивном, в лучшем случае, разрешительном порядке. Представляется, что в настоящее время можно назвать: учредительно-распорядительный, учредительный, договорно-учредительный, дозволительно-учредительный и особо выделяется новый способ появления предприятий путем преобразования существующих на базе приватизации. Эта классификация исходит из того, по чьей воле и каким образом создаются предприятия как субъекты права.
Учредительно-распорядительный способ применяется при создании государственных и муниципальных предприятий. Учредительный – при создании предприятий, основанных на частной собственности, по решению собственника имущества. Договорно-учредительный – при наличии двух и более учредителей предприятия, согласованно определяющих условия деятельности создаваемого предприятия в учредительном договоре.
Появление предприятия путем преобразования одного в другое на основе преобразования формы собственности не относится к учреждению предприятия, равно как и к обычной реорганизации во всех ее формах (слияние, разделение, присоединение, выделение). Ст. 37 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» называет преобразование организационно-правовой формы предприятия в ряду разновидностей ее реорганизации. Однако представляется, что преобразование в ходе приватизации нужно считать специального вида реорганизацией, т.к. непременно осуществляется правопреемство, а при обычной реорганизации изменяется только организационно-правовая форма собственности. Прекращение предприятия имеет две формы: ликвидацию и реорганизацию. При ликвидации прекращение сопровождается прекращением дел и имущества. Реорганизация же означает только прекращение существовавшего предприятия в его прежнем виде, т.е. представляет собой прекращение организации с правопреемством, то есть с переходом ее прав и обязанностей к другим лицам [23, с. 301-309].
Целью реорганизации является изменение правового статуса юридического лица. Реорганизация может быть добровольной и принудительной. Решение о добровольной реорганизации коммерческой организации может быть принято ее учредителями (участниками) либо органом организации, уполномоченными на то ее учредительными документами. Реорганизация может также осуществляться помимо воли юридического лица по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда. Это возможно в случаях, прямо указанных в законе.
Например, в соответствии с Законом о конкуренции государственный антимонопольный орган может принять решение о принудительном разделении или выделении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющего своим положением. В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации. В том случае, если учредители (участники), уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. В определенных случаях требуется согласие государственных органов на реорганизацию. В соответствии со ст. 17 указанного выше Закона на антимонопольные органы возложено осуществление контроля за реорганизацией некоторых хозяйствующих субъектов в форме слияния, присоединения, преобразования [5, с. 301-309].