Введение
Экономике придается ведущее место в системе общественных отношений, т.к. она определяет содержание политической, правовой, духовной и других сфер общественной жизни. Экономическая политика представляет собой концентрированное выражение экономики. Это означает, что с генетической точки зрения политика порождается экономикой. Через политику осуществляется использование экономических законов развития человеческого общества.
Одной из самой жгучей экономической проблемой была и остается проблема распределения жизненных благ, ибо она затрагивает интересы миллионов людей. Над ее изучением трудились многие представители самых различных школ и направлений экономической мысли. Каждый из них, исходя из специфики своей будущей эпохи, выдвигал тот или иной принцип распределения жизненных благ.
В частности, представители теории свободного рынка А.Смит и Д.Рикардо считали, что в основу формирования заработной платы следует заложить принцип «минимума жизненных средств», необходимых для существования рабочего и его семьи. Основоположник теории регулируемой рыночной экономики, Дж.Кейнс выдвинул принцип регулирования заработной платы в зависимости от объема производства и занятости населения. К.Маркс считал, что единственно возможным принципом распределения жизненных благ может быть только принцип распределения «по труду».
Заработная плата, основанная на принципе распределения по труду, для большинства населения остается единственным источником доходов.
В условиях смешанной социально ориентированной рыночной экономики принцип распределения «по труду» стал совмещаться с принципом «стоимостной эквивалентности», то есть принципами распределения «по капиталу», «по собственности», «по стоимости» (цене) рабочей силы.
В Республике Казахстан предполагается применение наемного труда с одновременным реформированием оплаты труда.
В новой системе оплаты труда предусмотрены:
-фактический уровень оплаты труда не может быть ниже уровня, установленного законом о республиканском бюджете Республики Казахстан;
-снятие любых ограничений по заработной плате (кроме налоговых);
-применение договорного принципа оплаты труда между работодателем и работником.
Регулирование заработной платы трехзвенное:
-с помощью рынков труда;
-государственного вмешательства;
-коллективных договоров.
Размеры заработной платы устанавливаются:
-на уровне индивидуальных соглашений по найму;
-на уровне контрактов (для специалистов);
-на уровне коллективных договоров с работодателем.
Заработная плата – это денежное выражение стоимости (цены) труда. В Республике Казахстан обеспечивается государственная гарантия минимального уровня оплаты труда и снятие ограничений по верхнему уровню оплаты труда, что служит средством материального стимулирования труда, роста его производительности, а следовательно и эффективности общественного производства.
Дифференциация заработной платы и ее принципы.
В уровнях оплаты труда по сферам и отраслям народного хозяйства существуют определенные различия, обусловленные пятью положениями (принципами).
Первый принцип – учет сложности труда. Сложный, более квалифицированный труд создает большую стоимость, чем простой неквалифицированный труд, следовательно, и оплата этого труда должна быть выше.
Второй принцип- учет различий в условиях труда. условия труда могут быть легкими и тяжелыми, нормальными и вредными. Поэтому те, кто трудится на тяжелой и вредной работе, должны получать больше, чем те, кто трудиться в нормальных условиях.
Третий принцип- учет важности и приоритетности отрасли.
В наиболее важных отраслях экономики, от которых зависит развитие всей страны, ставки и оклады выше, чем в других.
Четвертый принцип- учет различий природно-климатических условий экономических районов и зон. При оплате труда в различных экономических зонах устанавливаются районные коэффициенты, то есть надбавки к заработной плате. В Казахстане районный коэффициент был равен- 1,15 применялся до 2001 года.
Пятый принцип связан с результатами труда как самого работника, так и всего коллектива, где он трудится.
Основные принципы организации заработной платы находят свое отражение в тарифной системе.
Тарифная система- это сборник нормативов, с помощью которых государство организует и регулирует зарплату с учетом количественных характеристик труда.
Тарифная система включает в себя тарифно- квалификационный справочник, тарифные сетки и тарифные ставки.
Тарифно- квалификационный справочник содержит перечень и характеристику различных видов работ для той или иной отрасли хозяйства. Все виды работ разбиваются по разрядам в соответствии с их сложностью и с указанием требований к знаниям и навыкам исполнителя той или иной работы.
Тарифная сетка служит основой для определения между квалифицированным и неквалифицированным трудом работника данной отрасли и данной профессии. Сетка состоит из определенного количества разрядов и соответствующих им коэффициентов.
Тарифная ставка служит для определения размера оплаты труда работника в единицу времени (час, день) в зависимости от разряда. Тарифный коэффициент показывает, во сколько раз ставка того или иного разряда выше ставки 1-го разряда. Пример тарифной сетки рабочих и служащих государственных учреждений.
Для государственных служащих (категория G-6)
Стаж работы по специальности | ||||||||||
до года |
с 1 до 2 |
с 2 до 3 |
с 3 до 5 и |
с 5 до 7 |
с 7 до 9 |
с 9 до 11 |
с 11 до 14 |
с 14 до 17 |
с 17 до 20 |
св.20 лет |
Тарифные коэффициенты | ||||||||||
2,26 |
2,30 |
2,35 |
2,40 |
2,45 |
2,51 |
2,56 |
2,60 |
2,65 |
2,68 |
2,71 |
Для рабочих
Уровень миним. Зарпла- ты |
разряды | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |||
нет |
0,88 |
0,95 |
1,02 |
1,10 |
1,18 |
1,27 |
1,40 |