исторический процесс образования новых организационных систем развивался и развивается на основе интеграции (объединение) существующих организационных систем;
организационные системы создаются, если исчерпанные другие способы решения проблем;
организационные системы довольно инерционные и могут еще существовать как проблемы, которая их обусловили;
с течением времени организационные системы постепенно теряют первоначальную ориентацию.
Организационные формы управления надо усовершенствовать с учетом объективных закономерностей их развития — соответствия уровня организации управления уровню развития организационно-экономической системы, обеспечение оптимального соотношения концентрации и специализации и др. Мероприятия по усовершенствованию систем управления должны быть адекватными преобразованием, которые осуществляются в экономике нашей страны.
Учет закономерностей и соответствия управления уровню социально-экономического развития региона дает возможность оценить форму управления, сделать вывод о необходимом направлении ее изменения. Важно учитывать закономерности развития концентрации и специализации в управлении.
Территориальная и отраслевая формы управления взаимосвязанные единством целей и задач, поэтому решение проблем усовершенствования организационных форм управление региональным развитием требует комплексного подхода.
Организационная структура управления составляет его основу. За каждым ее компонентом закрепляются определенные цели и функции, а также права, обязанности и ответственность за их реализацию.
На формирование организационной структуры влияют много факторов, разных за природой (рис. 11). Главные среди них -социально-политические (политические, экономические и др.) и организационно-технические (что отображают особенности технического развития продуктивных сил, преобразование информации, организации управления).
Оказывают непосредственное влияние на структуру управления факторы:
связанные с объектом и субъектом управления; которые являются внешними, а также внутренними относительно структуры управления. К главным факторам влияния належат, в частности, функции и целые управления. На функциональном и целевом принципах основываются основные подходы к разделению труда в аппарате управления.
Через цели и функции на структуру влияют конкретные характеристики объекта и субъекта управление.
Структура во многом зависит от методов управления. Так, переход от административно-командных к рыночным методам управления предопределяет изменение функций и структуры аппарата всех управленческих звеньев.
Основные типы отношений в структуре управления формально регламентированные. Именно формальная структура определяет штаты (должности) и требования к квалификации работников. Кроме формальных, между субъектами устанавливаются также неформальные отношения. Они могут играть положительную роль, например, за счет более широких контактов между людьми, коллективами, а могут и мешать организации, если создается нездоровый психологический климат, возникает скрытая оппозиция решениям руководства и т.п.
Структура управления, которая поддается влиянию ряда внешних факторов, имеет также собственные внутренние принципы и закономерности построения, которые связанные с формами рационального деления, специализации и кооперации управленческой работы.
Принципы построения организационных структур управления имеют локальный характер, поэтому их следует отличать от общих принципов управления. К принципам построения организационных структур относятся:
организационное закрепление всего комплекса функций управление за подразделами структуры (функциональный принцип);
обеспечение взаимосвязи под целей и соответствия во всех структурных подразделах общим (конечным) целям организации (целевой принцип);
комбинирование линейной и функциональной структур;
рациональное соотношение централизации и децентрализации на основании делегирования полномочий;
обеспечение рациональной, иерархической организации и соблюдения масштаба управляемости (диапазон управление).
Ныне можно выделить и некоторые относительно новые принципы формирования структур, а именно:
развитие организационных форм горизонтальной координации и кооперации на основании демократизации, самоуправление и самофинансирование;
объединение традиционного линейно-функционального принципа с программно-целевой;
обособление стратегических функций от оперативного управления;
организационное обособление выполнения функций прогнозирование, анализа хозяйственной деятельности, управление НТП, социальным развитием и т.п.;
организационное обеспечение саморазвития системы управления и выделение особых подразделов из усовершенствования управления.
Отдельные принципы формирования организационных структур рассмотрим детальнее. Соответственно функциональным принципам, основой разделения труда в структуре есть функции управления. Система этих функций дезагрегуется, и функции делятся и закрепляются по компонентам структуры. Возникает логическая связь: функция управления — структура — функции компонентов структуры. За структурой управления в целом может быть закреплена вся система функций, а за каждым ее компонентом — весь набор функций. При этом конкретные функции должны быть закреплены за каждым компонентом структуры, где их реализация наиболее эффективная.
Следует избегать дублирования, если за реализацию одной и той самой функции отвечают разные компоненты, и выпадение из кола обязанностей любых функций. Так, в организационной структуре регионального развития может быть закрепленный весь комплекс функций территориального управления. Через функции на структуру управления регионом оказывают непосредственное влияние такие, как уровень экономического и социального развития региона, его специализация, природно-хозяйственный потенциал и т.п.
Функциональный подход на основании разных признаков выделения функций управление есть «традиционной» для построения структуры управление общественным хозяйством.
На современном этапе важное значение приобретает целевой принцип — принцип построения структуры на основании системы целей, которые надо реализовать. Это требует поиска адекватных форм реализации его в системе управления. Так, в развития регионов возрастает количество и значение сложных, комплексных, межотраслевых социальных и экономических проблем. Для их решения нужно обеспечить взаимосвязанную деятельность многих разных организаций. Традиционные механизмы управления при таких условиях часто становятся неэффективными. При решении этих проблем прибегают к разным вариантам программно-целевого управления. В наиболее развернутом виде программно-целевой подход реализуется в виде комплексных целевых программ.
Одним из важных направлений рационального разделения труда в управлении есть обеспечение рационального соотношения централизации и децентрализации делегирования полномочий в организационных структурах.