Неотъемлемым атрибутом управленческой деятельности являются организационные системы. Типичными примерами их есть локальные и региональные общественно-хозяйственные комплексы. Любая организационная система ориентируется на конкретную сознательную потребность человека, коллектива, территориальной общности людей.
Понятие «потребность» все более чаще стали заменять понятием «проблема». Под проблемой понимают несоответствие (расхождение) между желательным и фактическим состоянием дел или состоянием недовольной потребности. Проблемы могут быть простыми и сложными. Для решения сложных проблем, в отличие от простых, нужны большие ресурсы и соответственно них — организационные системы управления.
Понятие «организационная система» пока что не является стабильной. Одни авторы используют понятие «система управления», другие — «социально-экономическая или экономическая система». С понятием «организационная система управления» тесно связанное понятие «деятельность», поскольку основная задача организационной системы состоит в том, чтобы координировать и осуществлять деятельность людей, которая направленная на решение проблем.
Не следует отождествлять субъект управления с аппаратом управления. Последний есть лишь частью (хотя и главной) субъекта управления. К субъекту управления, кроме аппарата управления, входят обслуживающий персонал, информационная служба, техника и прочие средства. Вместе они обеспечивают нормальную работу аппарата управление.
С понятием «субъект управления» тесно связанное понятие «организационная структура управлением. Определить ее означает установить состав подразделов субъекта управление и их взаимосвязь в процессе функционирования организационной системы. Роль последней в особенности важная при усовершенствовании действующей организационной системы, то есть при преобразовании существующих организационных управленческих систем.
За уровнем управления организационные системы разделяют на:
общегосударственные, что включают много областей и регионов страны;
межотраслевые, что охватывают несколько областей; межрегиональные, к которым входит несколько регионов страны; отраслевые, в составе которых есть предприятия и организации одной области; региональные, что охватывают предприятия и организации одного региона; внутренне организационные — в составе подразделов одной организации (предприятия).
Важным признаком классификации организационных систем есть характеристика социального заказа; чью потребность они должны удовлетворять — трудового коллектива предприятия, жителей отдельного микрорайона, население города или региона страны. Значение социального заказа в особенности важное при изучении вопроса о создании организационной системы. Приоритет, очевидно, предоставляется системам, которые должны удовлетворять потребности наибольшей за многочисленностью социальной группы (за других одинаковых условий).
Одной из признаков классификации организационных систем может быть их размер за количеством закрепленных за ними ресурсов. За этим признаком организационные системы можно поделить на большие, средние и маленькие.
Еще одна важный признак классификации организационных систем — степень самостоятельности их исполнительных элементов. За этим признаком различают организационные системы координационные, интегральные и программно-целевые. Пример координационных организационных систем — межотраслевые государственные объединения, концерны, ассоциации, союза и т.п. Каждое предприятие в составе такого объединения имеет определенную самостоятельность и права юридического лица. Интегральными организационными системами являются промышленные предприятия, комбинаты, фирмы, кооперативы, больницы и т.п Подразделы этих организационных систем (цеха, участки, бригады) не имеют хозяйственной самостоятельности и не могут свободно выйти с состава системы. Программно-целевые организационные системы занимают промежуточное положение между первыми двумя типами систем. Каждый участник целевой комплексной программы, владея, как правило, полной хозяйственной самостоятельностью, обязанный выполнять порученную нему в соответствии с программой работу.
Основными чертами организационных систем есть такие:
1. Проблемная ориентация. Как правило, каждая организационная система ориентирована на определенную общественную потребность (проблему, задача). Так, основные задачи АПК — рост сельскохозяйственного производства и надежное обеспечение населения продуктами питание, а промышленности — сельскохозяйственным сырьем.
2. Единый центр управления. Каждая организационная система имеет один управленческий орган: для района — местный орган управления, для межотраслевых образований — министерство и т.д.
3. Входимость. Организационная система может включать в себя много других организационных систем, будучи при этом частью организационной системы более высокого уровня. Например, область включает много объединений и предприятий, будучи при этом частью общественного хозяйства.
4. Интеграция как целое реализующей деятельности. Организационная система состоит из элементов, которые занимаются деятельностью, которая направленная на достижение поставленной цели (решение проблемы). Устранение хотя бы одного из этих элементов приводит к нарушению работы или снижение эффективности всей организационной системы.
5. Иерархическая структура. Каждая организационная система имеет иерархическую структуру. Наиболее распространенные линейной, функциональная и комбинированная (линейно-функциональная) структуры. За линейной структуры каждый исполнитель подчиняется только один руководителю по всем вопросам своей деятельности. Основной недостаток линейной структуры — большая зависимость результатов работы всей организационной системы от качества решения первого руководителя.
При функциональной структуре каждый исполнитель подчиняется нескольким функциональным руководителям одновременно, причем любому из четко определенных вопросов: один — по вопросам планирования, второму - по вопросам административной работы и т.д.
При такой структуре управленческие решения являются более квалифицированными, чем при линейной, однако поднимается принцип единоначалия.
Комбинированная (линейно-функциональная) структура предусматривает создание в каждом звене управления штабов (советов, участков, лабораторий), где работают специалисты по определенным вопросам. Штабы разрабатывают квалифицированные решения, а линейный руководитель утверждает их и передает на низшие уровни.
Выбор типа организационной структуры зависит от определенных факторов, главные из которых — способ хозяйственной деятельности, объем работ, которые выполняются, а также вид и содержание функций управления. В целом организационная структура управления региональным развитием есть совокупностью структур разных типов, объединенных линейными и функциональными связями.
Указанные особенности характеризуют организационные системы «в статике». В динамике они имеют дополнительные черты, в частности: