Для развития профессионального мастерства и управленческой компетентности участников управления можно использовать:
управленческое консультирование, лекции, практикумы, дискуссии, «круглые столы», дебаты, тренинги, мастерские, ролевые игры, мини-конференции, позиционные обсуждения и т.д.
Повышение управленческой компетентности директора или завучей школы осуществляется вне школы квалифицированным консультантом и в конкретном профессиональном сообществе. Это управленческие профессиональные объединения, на базе которых могут разворачиваться процессы профессионального развития менеджеров образования и поиск новых механизмов изменения управленческой деятельности. Например: ассамблея директоров школ, управленческая студия, корпорация менеджеров образования и т.п.
На педагогическом уровне повышение управленческого мастерства осуществляется в рамках школы непосредственными менеджерами образования.
С ученическим коллективом работа идет уже от преподавателей и классных руководителей.
На современном этапе развития общества необходимо при управлении образовательными системами делегировать управленческие функции между всеми участниками образовательного процесса. Но проблема заключается в том, что не каждый компетентен в этом вопросе. Но если постоянно повышать профессиональное мастерство и управленческую компетентность всех участников управления школой – управление будет действительно эффективным.
Представим себе стрелка. Он берет лук, стреляет в очень далекую цель – и промахивается. Что сделает лучник в следующий раз? Проверит и лук, и стрелу перед стрельбой, постарается хорошенько прицелиться, может быть, сменит позицию, проконтролирует, как летела стрела, проанализирует, что ей помешало достигнуть цели, обязательно подойдет к мишени и посмотрит, насколько отклонился он в этот раз от цели. Сделав из всего выводы, в следующий раз он обязательно попадет в яблочко!
Так же и каждому руководителю, планирующему, организующему и контролирующему работу подразделения или компании, должно быть понятно, что одним из условий эффективного управления является постоянное получение обратной связи о процессе и результатах деятельности. С самого начала проекта начальнику нужно простроить систему постоянного контроля, отслеживания процесса выполнения его задания и анализа промежуточных результатов. Технология осуществления любого проекта – это составление плана его выполнения, обеспечение ресурсами, выполнение, анализ результатов. А если есть план, то всегда есть и необходимость корректировки действий выполняющих его сотрудников на каждом этапе – только тогда в финале попадает именно в ту цель, которая намечена.
В управлении образовательными системами как и на любой фирме есть определенная система управления, согласно которой принимаются решения, а в результате – достигаются или не достигаются цели.
Контроллинг – организация работы этой системы. Есть множество теорий о том, что же такое – контроллинг, но любому директору школы или руководителю фирмы важно знать на практике: как наиболее эффективно отслеживать, что происходит с работой всей системы, организации в целом, и в случае необходимости – как изменять результат.
Выделяют три ступени контроллинга:
Первая – определение критериев: стандарты, показатели выполнения работы.
В самом начале необходимо выработать показатели, по которым в финале будет видно, достигнут ли результат, а также определить «точки контроля», ведь если контролировать весь процесс непрерывно, то время и силы затраченные на контроль будут в несколько раз выше, чем сама деятельность.
Вторая ступень – процесс сравнения достигнутых результатов и установленных стандартов.
Здесь необходимо обратить внимание на три момента:
1. Установление масштаба отклонений или «Все познается в сравнении». Постоянно анализировать и сравнивать деятельность управленческих структур.
2. Определение точки отклонения или «Потому что в кузнице не было гвоздя». При анализе урока, обнаруживается, что формы применяемые учителем на уроке не совсем применимы к данному содержанию. Вроде бы отклонение не большое, но в будущем может привести к непрочным, несистематизированным знаниям у учеников целого класса, что является ощутимым минусом для дальнейшего обучения.
3. Предоставление информации или "Кто владеет информацией – владеет миром". Главное в контроллинге – адекватная обратная связь. Информация должна быть полной, точной и, главное, своевременной. Кроме того, информация должна быть предоставлена именно тому человеку, который в ней заинтересован и который контролирует образовательный процесс.
В контроллинге очень важна возможность влиять на ход процесса: в случае заметных отклонений достигнутых результатов от стандартов необходимо, чтобы сработала обратная связь со стороны руководства. Менеджер должен:
- Зафиксировать отклонение,
- Оценить, насколько оно значимо,
- Получить всю возможную информацию по вопросу.
И здесь в действие вступает третья ступень контроллинга – "Принцип исключения": выбор действий со стороны руководителя.
Он может ничего не предпринимать, если случившееся отклонение – результат факторов, не связанных с механизмом управления школой, или же оно является однократным случайным сбоем.
Он может начать устранение отклонений, если они появились в результате проблем в структуре управления.
Третий путь поведения руководителя – пересмотреть стандарты. Если участники образовательного процесса перевыполняют норму регулярно на 200 процентов, это говорит о том, что стандарт был установлен неправильно. Так же если никто не способен выполнить норму – это говорит о том же.
Тенденция: «Проверим всех и накажем, кого попало!»: говоря о контроллинге, необходимо также уделить особое внимание поведенческим аспектам контроля. Осознание контроля влияет на результаты работы. И в этом влиянии есть свои плюсы и минусы.
Позитивность контроля в том, что работник постоянно получает реакцию на свои действия, у него есть стимул работать и определенные критерии хорошо выполняемой работы.
Негатив – в том, что в восприятии российского человека контроль ассоциируется с обязательным наказанием. В результате люди, которых контролируют, настолько боятся сделать ошибку, что выполняют только минимум, очерченный их должностными обязанностями, не проявляя творчества и инициативы. Таким образом, проводить контроллинг необходимо осторожно, давая каждому человеку «право на ошибку». Очень вреден также контроль, если он не носит постоянного характера: он не дисциплинирует, не дает полной картины происходящего и, просто, бесполезен.
Тенденция: «учет и контроль!»: в последнее время во всем мире появилась тенденция перехода от внешнего контроллинга к внутреннему. Контроль становиться более эффективным когда он перерастает в самоконтроль.
Заключение
Эффективное управление образовательными системами предполагает создание необходимых организационно-педагогических условий. В данной работе признаются наиболее оптимальными следующие условия: