рефераты по менеджменту

Организационно-педагогические условия эффективного управления образовательными системами

Страница
3

Для развития профессионального мастерства и управленческой компетентности участников управления можно использовать:

управленческое консультирование, лекции, практикумы, дискуссии, «круглые столы», дебаты, тренинги, мастерские, ролевые игры, мини-конференции, позиционные обсуждения и т.д.

Повышение управленческой компетентности директора или завучей школы осуществляется вне школы квалифицированным консультантом и в конкретном профессиональном сообществе. Это управленческие профессиональные объединения, на базе которых могут разворачиваться процессы профессионального развития менеджеров образования и поиск новых механизмов изменения управленческой деятельности. Например: ассамблея директоров школ, управленческая студия, корпорация менеджеров образования и т.п.

На педагогическом уровне повышение управленческого мастерства осуществляется в рамках школы непосредственными менеджерами образования.

С ученическим коллективом работа идет уже от преподавателей и классных руководителей.

На современном этапе развития общества необходимо при управлении образовательными системами делегировать управленческие функции между всеми участниками образовательного процесса. Но проблема заключается в том, что не каждый компетентен в этом вопросе. Но если постоянно повышать профессиональное мастерство и управленческую компетентность всех участников управления школой – управление будет действительно эффективным.

Контролинг как условие эффективного управления

Представим себе стрелка. Он берет лук, стреляет в очень далекую цель – и промахивается. Что сделает лучник в следующий раз? Проверит и лук, и стрелу перед стрельбой, постарается хорошенько прицелиться, может быть, сменит позицию, проконтролирует, как летела стрела, проанализирует, что ей помешало достигнуть цели, обязательно подойдет к мишени и посмотрит, насколько отклонился он в этот раз от цели. Сделав из всего выводы, в следующий раз он обязательно попадет в яблочко!

Так же и каждому руководителю, планирующему, организующему и контролирующему работу подразделения или компании, должно быть понятно, что одним из условий эффективного управления является постоянное получение обратной связи о процессе и результатах деятельности. С самого начала проекта начальнику нужно простроить систему постоянного контроля, отслеживания процесса выполнения его задания и анализа промежуточных результатов. Технология осуществления любого проекта – это составление плана его выполнения, обеспечение ресурсами, выполнение, анализ результатов. А если есть план, то всегда есть и необходимость корректировки действий выполняющих его сотрудников на каждом этапе – только тогда в финале попадает именно в ту цель, которая намечена.

В управлении образовательными системами как и на любой фирме есть определенная система управления, согласно которой принимаются решения, а в результате – достигаются или не достигаются цели.

Контроллинг – организация работы этой системы. Есть множество теорий о том, что же такое – контроллинг, но любому директору школы или руководителю фирмы важно знать на практике: как наиболее эффективно отслеживать, что происходит с работой всей системы, организации в целом, и в случае необходимости – как изменять результат.

Выделяют три ступени контроллинга:

Первая – определение критериев: стандарты, показатели выполнения работы.

В самом начале необходимо выработать показатели, по которым в финале будет видно, достигнут ли результат, а также определить «точки контроля», ведь если контролировать весь процесс непрерывно, то время и силы затраченные на контроль будут в несколько раз выше, чем сама деятельность.

Вторая ступень – процесс сравнения достигнутых результатов и установленных стандартов.

Здесь необходимо обратить внимание на три момента:

1. Установление масштаба отклонений или «Все познается в сравнении». Постоянно анализировать и сравнивать деятельность управленческих структур.

2. Определение точки отклонения или «Потому что в кузнице не было гвоздя». При анализе урока, обнаруживается, что формы применяемые учителем на уроке не совсем применимы к данному содержанию. Вроде бы отклонение не большое, но в будущем может привести к непрочным, несистематизированным знаниям у учеников целого класса, что является ощутимым минусом для дальнейшего обучения.

3. Предоставление информации или "Кто владеет информацией – владеет миром". Главное в контроллинге – адекватная обратная связь. Информация должна быть полной, точной и, главное, своевременной. Кроме того, информация должна быть предоставлена именно тому человеку, который в ней заинтересован и который контролирует образовательный процесс.

В контроллинге очень важна возможность влиять на ход процесса: в случае заметных отклонений достигнутых результатов от стандартов необходимо, чтобы сработала обратная связь со стороны руководства. Менеджер должен:

- Зафиксировать отклонение,

- Оценить, насколько оно значимо,

- Получить всю возможную информацию по вопросу.

И здесь в действие вступает третья ступень контроллинга – "Принцип исключения": выбор действий со стороны руководителя.

Он может ничего не предпринимать, если случившееся отклонение – результат факторов, не связанных с механизмом управления школой, или же оно является однократным случайным сбоем.

Он может начать устранение отклонений, если они появились в результате проблем в структуре управления.

Третий путь поведения руководителя – пересмотреть стандарты. Если участники образовательного процесса перевыполняют норму регулярно на 200 процентов, это говорит о том, что стандарт был установлен неправильно. Так же если никто не способен выполнить норму – это говорит о том же.

Тенденция: «Проверим всех и накажем, кого попало!»: говоря о контроллинге, необходимо также уделить особое внимание поведенческим аспектам контроля. Осознание контроля влияет на результаты работы. И в этом влиянии есть свои плюсы и минусы.

Позитивность контроля в том, что работник постоянно получает реакцию на свои действия, у него есть стимул работать и определенные критерии хорошо выполняемой работы.

Негатив – в том, что в восприятии российского человека контроль ассоциируется с обязательным наказанием. В результате люди, которых контролируют, настолько боятся сделать ошибку, что выполняют только минимум, очерченный их должностными обязанностями, не проявляя творчества и инициативы. Таким образом, проводить контроллинг необходимо осторожно, давая каждому человеку «право на ошибку». Очень вреден также контроль, если он не носит постоянного характера: он не дисциплинирует, не дает полной картины происходящего и, просто, бесполезен.

Тенденция: «учет и контроль!»: в последнее время во всем мире появилась тенденция перехода от внешнего контроллинга к внутреннему. Контроль становиться более эффективным когда он перерастает в самоконтроль.

Заключение

Эффективное управление образовательными системами предполагает создание необходимых организационно-педагогических условий. В данной работе признаются наиболее оптимальными следующие условия:

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту