3. Сделан анализ текущей организационной структуры, выявлены ее недостатки и выявлены пути их устранения;
4. Подготовлена концепция реструктуризации ОАО «Кузнецкметаллургстрой».
Анализ текущей организационной структуры ОАО «Кузнецкметаллургстрой» выявил следующие моменты. Организационная структура исследуемого предприятия дивизиональная. Данный тип организационной структуры был введен в условиях господства планового хозяйства в экономики станы. Но такая организационная структура обладает рядом недостатков при работе в условиях неопределенности рыночной экономики, главным из них можно назвать высокую чувствительность к изменению объёмов производства: при снижении объёмов производства начинает расти доля накладных расходов. К тому же ввиду низкой развитости экономического блока в управлении организацией и отсутствия в ней информации о состоянии рынка организация характеризуется замедленной реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Другим важными недостатками дивизиональной организационной структуры являются: низкая формализация бизнес процессов, низкам способность к освоению новых технологий, высокая степень дублирования операций вследствие многоступенчатости структуры.
Кроме того, расчет диапазона контроля выявил, что организационная структура ОАО «КМС» характеризуется общим низким диапазоном контроля, а соответственно высокими накладными расходами. При этом он не является сбалансированным, то есть по целому ряду должностных позиций диапазон контроля явно превышен. Соответственно целый ряд управленческих функций вообще не нашел отражения в данной организационной структуре. Это в основном функции экономического блока управления: маркетинг, кадровая работа и так далее.
В связи с выявленными недостатками в работе предложена концепция преобразования дивизиональной структуры строительного треста ОАО «Кузнецкметаллургстрой» в комбинированную сетевую модель организации с элементами проектного управления. Были выделены основные этапы на пути проведения реструктуризации.
1. На первом этапе разделяются проектный, производственный и экономический блоки управления организацией, затем происходит расформирование строительных управлений входящих в трест и введение на их место элементов проектного управления (объектами руководят начальники потоков). То есть фактически происходит замена дивизиональной структуры треста на проектно ориентированную структуру.
2. На втором этапе происходит формирование сетевой модели организации путем передачи строительной фирмой части управленческих функций управлению строительством, выводу из нее непрофильных производств и формализации отношений с поставщиками и субподрядчиками.
При внедрении в жизнь полученной концепции следует уделять особое внимание таким частям системы управления, как:
-структура неформальных отношений в организации. Ее учет при проведении преобразований способен серьезно повысить их эффективность;
-стиль лидерства, применяемый менеджментом в организации, при проведении реструктуризации рекомендуется стиль максимально ориентированный на задачу;
-проведение реструктуризации является наиболее благоприятным моментом для выработки организационной культуры.
Так же необходим тщательный анализ организационного потенциала, выявление сильных и слабых ее сторон. Для того что бы при проведении реструктуризации, возможно, было максимально использовать сильные стороны организации и устранить недостатки.
При изменении должностных инструкций различных отделов и должностных позиций, необходимо проводить тщательный анализ в каждом конкретном случае и добиваться сбалансированной системы управления с минимальной степенью дублирования полномочий.
Полученная комбинированная сетевая модель сочетает в себе элементы стабильной и динамичной сети. Стабильными элементами являются связи между управлением строительством и строительным управлением, а так же при работе на рынке жилищного строительства связи между управлением строительством и агентством недвижимости.
Внутри строительной организации создается проектно-ориентированная организационная структура, центральным звеном линейной структуры предприятия становятся начальники потоков.
Данная система дает следующие преимущества по сравнению с дивизиональной структурой треста. Формализация бизнес процессов в организации и соответственно выявление центров прибыли и затрат, снижение уровня гибкости, накладных расходов, повышение производственной улучшение реакции на изменение конъюнктуры рынка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рис. 1 - Организационная структура ОАО «Трест «Кузнецкметаллургстрой»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рис. 2 - Организационная структура СУ в составе ОАО «Трест «Кузнецкметаллургстрой»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рис. 3 - Структура формируемой сети
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рис. 4 - Организационная структура СУ в составе формируемой сети
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Рис. 5 - Организационная структура ОАО «Трест «Кузнецкметаллургстрой» после первого этапа реструктуризации
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Таблица 1 - Количество собственных машин и механизмов всего - 114 единиц, в том числе
№ п/п |
Виды строительных машин и механизмов |
Кол-во, шт. |
Грузоподъемно сть, мощность |
Назначение |
1 |
Бульдозер Т170, ДТ75 |
3 |
170-150 л.с. |
Земляные работы |
2 |
Тракторы (К701, Т150, МТЗ 82) |
5 |
300-150 л.с. |
Планировка, транспортные работы |
3 |
Автопогрузчик |
3 |
3-5 тн |
Погрузочные работы |
4 |
Экскаватор ЕК-14, ЕК-18 |
2 |
0,65 м3 |
Земляные работы |
5 |
Кран автомобильный КС-45719,55713-1 |
4 |
Монтажные работы | |
6 |
Кран на пневмоходу КС4361А |
1 |
16 тн |
Монтажные работы |
7 |
Компрессор |
5 |
10м /мин |
Сжатый воздух |
8 |
Автобетоносмеситель КАМАЗ 55111, МАЗ 5337 |
6 |
4м3 |
Транспортировка бетона |
9 |
Кран гусеничный МКГ40 |
1 |
40 тн |
Монтажные работы |
10 |
Сварочные генераторы, трансформаторы (ТДД401, ТДМ5ОЗ,КТП80,АНС) |
14 |
400А 500А |
Сварочные работы |
11 |
Виброкаток ДУ54, 3704 |
2 |
6 л.с. |
Уплотнение грунта |
12 |
Установка Марчукова |
1 |
40м"7час |
Для торкретирования |
13 |
Люлька самоподъемная Л100/300 |
1 |
300 кг |
Подъем людей |
14 |
Кран «Пионер» |
1 |
0,5тн |
Подъем грузов |
15 |
Подъемник мачтовый ПМГ 13/17 |
2 |
320кг |
Подъем грузов |
16 |
Вибротрамбовка И-132 |
4 |
4,5квт |
Уплотнение грунта |
17 |
Грузовые автомобили (КРАЗ 256, ЗИЛ ММЗ 554,45085,КАМАЗ 54112А, КАМАЗ 5557, КАМАЗ 5551, ЗИЛ 433362, МАЗ 5549, УРАЛ 5557, УАЗ 33303 |
30 |
5,7,8,12,14,19 тн. |
Перевозка грузов |
18 |
ГАЗ 3307- бензовоз |
1 |
4,2 тн |
Топливо заправщик |
19 |
Автобусы, вахтовки |
12 |
20,24 чел |
Перевозка работников |
20 |
Легковые а/м |
16 |
Перевозка работников | |
ИТОГО: |
114 |