2) законченность выполняемых работником задач;
3) значимость, важность, ответственность заданий;
4) самостоятельность, предоставляемая исполнителю;
5) обратная связь.
Знание связи между характеристиками выполняемой работы, трудовой мотивацией и трудовым поведением работников позволяет сформулировать несколько принципов, в соответствии с которыми организована работа, для того, чтобы обеспечить высокий уровень трудовой мотивации и повышение рабочих показателей.
Принцип 1. Объединение заданий.
Все задания коллектива руководитель поручает только одному работнику, так как это говорит о том, что именно этот работник выполнит задание более ответственно, добросовестно и хорошо.
Принцип 2. Законченность и целостность рабочих заданий.
Исполнитель задания, т.е. сотрудник и работник коллектива выполняет поручение руководителя от начала и до конца. Такая тщательная организация своей работы повышает ответственность и значимость своего выполняемого задания, а соответственно, и своей работе.
Принцип 3. Установление отношений с потребителями.
Работник коллектива контактирует и устанавливает связь с потребителем, что создает обратную связь при таком общении. Это требует непосредственно от сотрудника еще большего разнообразия своих знаний, профессиональных умений и навыков практики работы.
Принцип 4. Делегирование полномочий.
Здесь руководитель предприятия передает ответственность и делегирует полномочия своим подчиненным, что усиливает у работников самостоятельность и ответственность за порученное дело, а также повышает уровень мотивации в коллективе.
Принцип 5. Установление обратной связи.
На предприятии существуют как таковые принципы обратной связи. Это может происходить от руководителя к подчиненному, от сотрудника к потребителю. Обратная связь гарантирует и обеспечивает саму работу. При этом используются показатели такого характера (например, производительность труда, объем продаж). Число каналов обратной связи должно постоянно возрастать. Это будет давать еще большее представление о том, как работают сотрудники коллектива, какова мотивация в их трудовом коллективе, а также показатели и результат своей выполняемой работы.
Конфликтом в организации необходимо грамотно управлять. Это зависит от того, насколько эффективным будет управление этого конфликтом, его последствия могут быть положительными или отрицательными, что повлияет на возможность будущих конфликтов, устранит причины конфликтов или создаст их.
Для эффективного управления персоналом необходимо управлять подготовкой и комплектованием кадров, их расстановкой и движением, управлять социально - психологическими факторами, создать благоприятные условия для работы.
Оплата труда – это вознаграждение, исчисленное в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник либо уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу. Применяется разновидность повременной формы оплаты труда – почасовая. В этом случае заработок работника определяют путем умножения часовой (дневной/ночной) ставки оплаты труда на число фактически отработанных часов (дней/ночей). С целью усиления заинтересованности работников в результатах своего труда в организациях широко применяются различные формы материального стимулирования за количественные и качественные достижения в работе в виде премий, бонусов. Премия – дополнительная часть заработной платы, которая выплачивается за достижение высоких количественных и качественных результатов труда, её размер зависит от достижений установленных заранее количественных и качественных показателей с соблюдением предусмотренных условий премирования. Основные причины, выражающие необходимость переподготовки и повышения квалификации персонала внутри фирмы:
1) нехватка квалифицированных кадров;
2) увеличение стоимости рабочей силы;
3) давление конкурентов требует эффективного использования труда;
4) изменения, связанные с научно - техническим прогрессом;
5) переход на другую должность;
6) рост объемов торговли;
7) необходимость развития потенциала работников.
Компания для продвижения товара использует современную систему трейд-маркетинга, основанную на ведении активных продаж. Трейд-маркетинг требует специальных знаний приемов продаж, поэтому руководство уделяет большое внимание подготовке персонала. Первичный сбор информации о деятельности предприятия осуществляется вручную, вся полученная информация собирается и систематизируется на компьютере оператора с помощью программных средств. Каждый работник организации проходит специальную подготовку и обучение, по которому можно смело оценивать как каждого работника предприятия, так и его результат работы, которого он добился.
Для определения межличностной конфликтности человека используют ряд апробированных тестов, которые фиксируют выраженность качеств, свойств и состояний, свидетельствующих о повышенной конфликтности личности. Под конфликтностью личности понимается ее индивидуальное свойство, отражающие частоту вступления в межличностные конфликты с окружающими. При высокой конфликтности человек становится постоянным инициатором напряженных и негативных отношений с окружающими, независимо от того, предшествует ли этому проблемные ситуации.
Конфликтность любого человека определяется рядом комплексных действий, таких как: психологических (темперамент, психологическая устойчивость и эмоциональное состояние), социально-психологических (отношение к участнику, способности к общению), и социальных факторов (возможные условия жизни, внешнее окружение, уровень культуры, удовлетворение потребностей) [7, с. 145 - 146].
По нашим наблюдениям в организации наблюдается конфликтная ситуация между продавцами кассирами на почве конкуренции. Конфликт происходит тогда, когда каждый кассир стремится обслужить больше покупателей и переманивает их на свою кассу. Вследствие чего кассир получает бонусы к премии к заработной плате. В погоне за личной выгодой продавцы пренебрегают уставом организации, переманивая и забирая клиентов, друг у друга. В коллективе, по нашим наблюдениям есть неформальные лидеры, из-за которых происходит конфликтная ситуация.
Второй причиной конфликтов в организации является невыполнение поручений исходящих от директора. Что выражается в невыполнении как отдельных поручений, связанных с работой, так и личных просьб, на наш взгляд это связано с лояльностью директора, у которого по результатам тестов самый низкий уровень конфликтности. Кроме этих главных факторов, еще одной причиной конфликта в организации может являться окружение внешней среды, которую невозможно изменить руководителю. Это затормаживает действия по разрешению конфликтов и принятия решений.
В исследуемой нами организации были применены наиболее часто используемые тесты и опросники, позволяющие выявить те или иные аспекты конфликтности личности. В процессе исследования нами были взяты за основу следующие методы: тесты, опросники, анкеты.