Часто в конфликте происходит быстрое обострение борьбы, что свидетельствует об эскалации конфликта. Признаки эскалации: сужение когнитивной сферы, возникновение образа врага, рост эмоционального напряжения, переход к личным выпадам, рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация, применение насилия, потеря первоначального объекта разногласия, расширение границ конфликта.
Без знания причин возникновения и развития конфликтов трудно рассчитывать на их эффективное регулирование. Определение системы причин является результатом главным образом анализа конфликтов.
Необходимо различать причины конфликтов и причины изменений в их характеристиках. Факторы и причины конфликтов носят объективно – субъективный характер и могут быть объединены в четыре группы: объективные, организационно - управленческие, социально - политические, личностные.
Основными объективными факторами возникновения конфликтов выступают: естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности; недостаток и несправедливое распределение значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ.
Основными организационно – управленческими причинами конфликтов являются: структурно - организационные, функционально - организационные, личностно - функциональные и ситуационно - управленческие.
Основными личностными причинами конфликтов выступают: субъективная оценка поведения партнера как недопустимого; низкая конфликтоустойчивость; плохое развитие эмпатии; неадекватный уровень притязаний; акцентуации характера.
Наиболее распространенные причины конфликтов, возникающих в организациях: распределение ресурсов, взаимозависимость задач, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения и жизненном опыте, неудовлетворительные коммуникации.
В практической части дипломной работы была рассмотрена организация «ООО» ТОРГОВЫЙ ДОМ «СТМ».
Были проведены исследования на уровень конфликтности работников организации и даны рекомендации по методам управления конфликтами.
Это метод оптимизации управленческих решений и метод переговоров.
Принятие обоснованных управленческих решений – важнейшее условие предупреждения конфликтов всех уровней.
Первым этапом подготовки управленческого решения является построение информационной модели актуального состояния объекта управления. Информационная модель, описывающая текущее состояние объекта управления, позволяет ответить на вопрос: «Что есть?».
На втором этапе подготовки решения дается ответ на вопрос: почему, по каким причинам объект управления находится в таком состоянии, в котором он оказался? Эта модель называется объяснительной и позволяет ответить на вопрос: «Почему так?».
Третий этап позволяет ответить на вопрос: «Что будет?».
Четвертый этап подготовки решений называется построением моделей целей. Эта модель позволяет ответить на вопрос: «Чего хотим?».
Пятый этап отвечает на вопрос « Что делать?».
Шестым этапом в принятии управленческого решения является ответ на вопрос: «Как делать?».
Претворение решения в жизнь – это седьмой, наиболее сложный этап управленческой деятельности.
Восьмой этап – оценка результатов деятельности. Следующий девятый этап – принятие решения продолжение или прекращение деятельности.
Последний, десятый этап – обобщение полученного опыта.
Основным позитивным методом разрешения конфликтов являются переговоры.
Существует три типа совместных решений участников переговоров:
- компромиссное, или «срединное решение»;
- ассиметричное решение, относительный компромисс;
- нахождение принципиально нового решения путем сотрудничества.
Переговоры как сложный процесс, неоднородный по задачам, состоит из нескольких этапов: подготовки к переговорам, процесса их ведения, анализа результатов, а также выполнения достигнутых договоренностей.
Психологические механизмы ведения переговорного процесса. Выделяют следующие механизмы: согласование целей и интересов; стремление к взаимному доверию сторон; обеспечение баланса власти и взаимного контроля сторон.
Таким образом, цель дипломной работы выполнена. А также мы рассмотрели задачи исследования:
1) определили сущность, структуру и функции конфликтов;
2) выявили причины возникновения и динамику конфликта;
3) выработали оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов;
4) дали оценку эффективности предложенных мероприятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
1 Тест «Самооценка уровня конфликтности личности»
При ответе на вопросы теста из трех предлагаемых ответов выбирается один.
1.Характерно ли для Вас стремление к доминированию, т.е. к тому, чтобы подчинить своей воле других?
а) нет;
б) когда как;
в) да.
2. Есть ли в Вашем коллективе люди, которые Вас побаиваются, а, возможно, и ненавидят?
а) да;
б) затрудняюсь ответить;
в) нет.
3. Кто Вы в большей степени?
а) пацифист;
б) принципиальный;
в) предприимчивый.
4. Как часто Вам приходится выступать с критическими суждениями?
а) часто;
б) периодически;
в) редко.
5. Что для Вас было бы наиболее характерно, если бы Вы возглавили новый для Вас коллектив?
а) разработал бы программу коллектива на год вперед и убедил коллектив в ее целесообразности;
б) выявил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;
в) чаще советовался бы с людьми.
6. В случае неудач, какое состояние для Вас характерно?
а) пессимизм;
б) плохое настроение;
в) обида на самого себя.
7. Характерно ли для Вас отстаивать и соблюдать традиции Вашего коллектива?
а) да;
б) скорее всего да;
в) нет.
8. Относите ли Вы себя к людям, которым лучше сказать горькую правду в глаза, чем промолчать?
а) да;
б) скорее всего да;
в) нет.
9. Из трех личных качеств выберите то, с которым Вы боретесь, чаще всего стараетесь изжить в себе:
а) раздражительность;
б) обидчивость;
в) нетерпимость к критике других.
10. Кто Вы с точки зрения сотрудников?
а) аутсайдер;
б) лидер;
в) генератор идей.
11. Каким человеком считают Вас Ваши друзья?
а) Экстравагантным;
б) оптимистом;
в) настойчивым.
12. С чем Вам чаще всего приходится бороться?
а) с несправедливостью;
б) с бюрократизмом;
в) с эгоизмом.
13. Что для Вас наиболее характерно?
а) недооцениваю свои способности;
б) оцениваю свои способности достаточно объективно;
в) переоцениваю свои способности.
14. Что приводит Вас к столкновению и конфликту с людьми чаще всего?
а) излишняя инициатива;
б) излишняя критичность;
в) излишняя прямолинейность.
Подсчет набранных очков
ответ |
вопросы | |||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 | |
А |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
Б |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
В |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |