Введение
Понятие «заработная плата» используется применительно к лицам, работающим по найму и получающим за свой труд плату в соответствии с заранее оговоренными условиями. Одновременно с этим заработная плата наемных работников является одной из составляющих издержек производства.
Заработную плату в рыночной экономике можно определить как сумму средств, выплачиваемую за выполненную работу, в основе определения которой лежит цена труда.
Второй вариант определения заработной платы — это цена рабочей силы как специфического товара на рынке труда.
Заработная плата, в соответствии с основным законом рыночной экономики, формируется под воздействием спроса и предложения на рынке труда. Доход работника предприятия кроме заработной платы включает социальные выплаты и дивиденды.
Социальные выплаты — это полная или частичная оплата расходов по следующим статьям: транспорт, медицинская помощь и лекарства, дополнительные отпуска и выходные дни, питание во время работы, повышение квалификации работников фирмы, страхование жизни работников фирмы и др. На предприятиях развитых стран заработная плата составляет лишь 50-70 % общих расходов на содержание персонала. Остальное — это социальные выплаты. Социальные выплаты часто организуются по принципу «меню». В пределах определенной суммы каждый сотрудник может выбирать те виды оплат, которые для него являются наиболее привлекательными. Дивиденды и доход от роста курсовой стоимости акций составляют значительную часть общего дохода высшего руководства акционерных обществ.
Современное состояние экономики позволяет говорить об изменениях, которые происходят и в системе заработной платы персонала. В современных системах заработной платы особое внимание уделяется усилению заинтересованности каждого сотрудника в повышении эффективности производительности.
Служба скорой медицинской помощи - социально значимая служба, представленная в Российской Федерации станциями (отделениями) скорой медицинской помощи, организуемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Станция скорой медицинской помощи - государственное учреждение здравоохранения, имеющее единое административное и оперативное управление входящими в ее состав выездными бригадами. Отделения скорой медицинской помощи организуются в составе лечебно-профилактических учреждений и являются их структурными подразделениями. Для оптимального расположения выездных бригад, с учетом максимальной доступности экстренной медицинской помощи населению станции скорой медицинской помощи при необходимости организуют подстанции скорой медицинской помощи.
Служба скорой медицинской помощи является первым звеном медицинского обеспечения при ликвидации медицинских последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Количество выездных бригад скорой медицинской помощи устанавливается местными органами управления и должно быть достаточным для оказания экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим, в том числе в результате аварий, катастроф и стихийных бедствий. Количество круглосуточных выездных бригад скорой медицинской помощи не может быть меньше, чем одна выездная бригада на 8 тысяч населения.
В зависимости от потребностей данного региона на станции скорой медицинской помощи организуются специализированные бригады различного профиля.
Организационно-методическое руководство службой скорой медицинской помощи осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации и подчиненными ему органами управления здравоохранения субъектов Российской Федерации с учетом научных разработок научно-исследовательских институтов и профильных кафедр ВУЗов.
Цель данной работы – рассмотреть оплату труда работников скорой медицинской помощи.
Задачи:
- изучить современные системы оплаты труда;
- выявить порядок определения окладов (ставок) медицинским работникам;
- рассмотреть особенности оплаты труда в праздничные, выходные дни и в ночное время.
Определяя заработную плату, необходимо иметь в виду два понятия: номинальная заработная плата и реальная заработная плата[1].
Номинальная заработная плата — это сумма денег, полученная работником за час, день, неделю, год.
Реальная заработная плата — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату, т. е. это покупательная способность номинальной заработной платы. Реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги.
Повышение номинальной заработной платы, например, на 8 % при росте цен на 5 % дает прирост реальной заработной платы на 3 %. Если же цены на товары и услуги возрастают быстрее, чем номинальная заработная плата, то реальная заработная плата может понизиться при росте номинальной заработной платы. Заработная плата выполняет четыре основные функции:
1. воспроизводственную;
2. стимулирующую (мотивационную);
3. социальную (способствующую реализации социальной справедливости);
4. учетно-производственную, характеризующую меру участия живого труда в процессе образования цены продукта, его долю в совокупных издержках производства[2].
Заработная плата находится в прямой зависимости от уровня производительности труда: чем выше уровень производительности общественного труда, тем выше уровень заработной платы.
Уровень заработной платы должен определяться, исходя из принципов:
- непрерывное повышение жизненного уровня трудящихся;
- рост производительности труда должен опережать рост средней заработной платы. Особенно это должно соблюдаться в сфере материального производства;
- должно учитываться значение отдельных отраслей и производств в системе народного хозяйства;
- должны учитываться различная квалификация работников и условия их труда[3].
Надбавки и премии вводятся для стимулирования добросовестного отношения к труду, повышения качества продукции и эффективности производства. Различие между надбавками и премиями в том, что надбавки выплачиваются ежемесячно в одинаковом размере в течение установленного периода (например, надбавки за производительность выше нормы), а премии могут быть нерегулярными, и их размер существенно зависит от достигнутых результатов и меняется довольно часто. Надбавки и премии отражают результаты собственных достижений работника.
Основная цель новаций - существенное повышение зарплаты работникам бюджетной сферы. С помощью реформы мы также надеемся приблизить МРОТ к прожиточному минимуму и довести в перспективе средний заработок бюджетника до 70-80% зарплаты в промышленности.
Решение этих задач невозможно без кардинальных изменений, суть которых - в отказе от изжившей себя Единой тарифной сетки, переходе к отраслевым системам оплаты труда, максимальном расширении прав региональных и муниципальных органов власти по зарплатному регулированию в подведомственных им организациях и учреждениях[4].
Зарплатная ситуация в социальном секторе во многом зависит от экономических возможностей государства. Однако существенные различия в динамике оплаты труда в промышленности и бюджетной сфере свидетельствуют о серьезных дефектах ЕТС. Очевидно, что принципы жесткого зарплатного регулирования, не обеспечивающие требуемой эффективности, полностью себя дискредитировали.