Очевидно, что при проведении конкурсного производства, государство часто несёт убытки (конкурсной массы не хватает для погашения обязательных платежей). Может быть целесообразнее уменьшать налоговую базу (например, земельный налог, налог на добавленную стоимость), когда производство только начало свою деятельность. Льготную налоговую базу можно применять в течении определённого промежутка времени (допустим два года). Это создаст условия для развития производства. Когда производственные мощности возрастут, предприятие сможет более эффективно платить обязательные платежи.
Заключение
Закон о банкротстве 2002 года предусматривает реабилитационные процедуры ( внешнее управление и финансовое оздоровление) и ликвидацию предприятия (конкурсное производство). При мировом соглашении дело о банкротстве прекращается. В работе показано, что при конкурсном производстве правоспособность должника предельно сужается. Это связано с сущностью конкурсного производства – соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Правоспособность должника при оздоровительных процедурах выше, чем при ликвидации предприятия, однако Закон о банкротстве предусматривает полное погашение обязательств за определённый срок (при внешнем управлении –18 месяцев, финансовое оздоровление – 2 года). При выборе процедуры банкротства необходимо учитывать возможность удовлетворения требований за определённый срок (с учётом процентов за предоставленную отсрочку).
Решение первого собрания кредиторов является определяющим при выборе процедуры банкротства. При выборе процедуры банкротства ОАО «Кимрыинжсельстрой» и проведении первого собрания кредиторов выявлены следующие особенности:
- отсутствие руководителя должника, представителя учредителей, представителя собственника имущества должника, представителя работников должника, что согласно п.3. ст. 72 Закона о банкротстве не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным.
- от собственников предприятия, кредиторов и третьих лиц не поступало предложений о восстановлении платежеспособности и предоставлении финансовой помощи ОАО «Кимрыинжсельстрой».
- общая сумма заявленных требований налоговых и иных уполномоченных органов по обязательным платежам и денежным обязательствам (недоимка) составляет 3774287,02 рублей, что составляет 100% от суммы установленных требований.
На основании отчёта арбитражного управляющего было проведено голосование. 100% присутствующих ( в нашем случае это один представитель ФНС России) проголосовало за введение конкурсного производства.
При обосновании введения конкурсного производства использовались следующие финансово-хозяйственные показатели и методические рекомендации:
- структура активов
- структура кредиторской задолженности
- финансовые результаты деятельности
- рекомендации ФУДН для определения неудовлетворительной структуры баланса и оценки реальной возможности восстановления платёжеспособности.
- соотношение собственного и заёмного капитала
- степень платёжеспособности по текущим обязательствам
- методика кредитного скоринга
В результате анализа финансового состояния предприятия были сделаны следующие выводы.
Анализ состава и структуры оборотных активов выявил их низкую ликвидность и недостаточность этого источника финансирования для погашения краткосрочных обязательств должника;
Анализ кредиторской задолженности показывает, что основная ее часть приходится на задолженность перед бюджетом. Значительные задолженности перед бюджетом и государственными и внебюджетными фондами является весьма негативным моментом, поскольку за каждый календарный день просрочки исполнения налогового обязательства исчисляется пени в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (в настоящий момент 13%).
Как показывает анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Кимрыинжсельстрой» на протяжении всего периода исследования основная производственная деятельность предприятия является убыточной.
На основании рекомендаций ФУДН структура баланса предприятия является неудовлетворительной, и у предприятия нет реальной возможности восстановить платежеспособность в ближайшее время.
На последнюю отчетную дату ОАО «Кимрыинжсельстрой» в значительной степени зависимо от внешних источников финансирования, т.к. значение показателя финансовой автономии составило 0,45.
Согласно методике кредитного скоринга ОАО «Кимрыинжсельстрой» является предприятием с высоким риском банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению. Кредиторы рискуют потерять свои средства и проценты;
Таким образом, комплексный финансовый анализ ОАО «Кимрыинжсельстрой» показал, что восстановление платёжеспособности невозможно и необходимо ввести процедуру конкурсного производства. Следовательно решение первого собрания кредиторов было обосновано.
Для усовершенствования подходов к обоснованию конкурсного производства в нашей работе были предложены следующие рекомендации.
Использование факторного анализа позволяет проанализировать постояннные и переменные издержки, что позволяет оптимизировать процесс производства. Это необходимо при анализе возможностей оздоровительных процедур.
Применение горизонтального трендового анализа позволяет прогнозировать значение финансовых показателей в ближайшем будущем. С помощью линейной апроксимации были получены аналитические зависимости: задолженность перед бюджетом от времени и коэффициент текущей ликвидности от времени. Эти зависимости можно использовать для прогнозирования финансового сотстояния предприятия, что важно при выборе процедуры банкроства.
Применение парно-корреляционного анализа позволило получить аналитическую зависимость задолженности перед бюджетом от коэффициента текущей ликвидности. Было рассчитано значение коэффициента текущей ликвидности, при котором задолженность перед бюджетом была равна нулю. Было предложено использовать этот показатель при выборе процедуры банкротства.
Анализ налогового законадательства показал, что применение отсрочек и рассрочек просроченных платежей не приведёт к улучшению финансового состояния ОАО «Кимрыинжсельстрой». Было предложено применение льготного налогообложения в начале деятельности
Приложения
Приложение № 1
Список основных средств ОАО «Кимрыинжсельстрой» на 01.09.2005 года
№ п/п |
Год ввода |
Наименование |
Балансовая стоимость,руб |
Начисленный износ,руб |
Остаточная стоимость,руб |
Производственные здания | |||||
1 |
1966 |
Материально-технический склад |
79628 |
59687 |
19941 |
2 |
1967 |
Котельная |
74564 |
74564 | |
3 |
1980 |
Склад обменного фонда |
258233 |
179654 |
78579 |
4 |
1981 |
Склад для инструментов |
13882 |
10550 |
3332 |
5 |
1982 |
Склад для хранения техники |
406031 |
256052 |
149979 |
6 |
1983 |
Производственный корпус |
626549 |
361415 |
265134 |
7 |
1984 |
Проходная |
53795 |
35982 |
17813 |
8 |
1986 |
Автогаражи с кран-балкой, в т.ч. | |||
кран-балка |
305675 |
300581 |
5094 | ||
гаражи |
259685 |
231192 |
28493 | ||
Итого |
2078042 |
1509677 |
568365 | ||
Вагончики | |||||
1 |
1990 |
Вагон ВП-6 |
36848 |
36848 | |
Итого |
36848 |
36848 |
0,00 | ||
Сооружения | |||||
1 |
1967 |
Эстакад с кран-балкой |
55358 |
55358 | |
2 |
1966 |
Артскважина |
37861 |
37861 | |
3 |
1966 |
Артскважина |
37861 |
37861 | |
4 |
1979 |
Резервуары металлические емкостью 25м3 (2 шт) |
14222 |
14222 | |
5 |
1981 |
Закрытая эстакада с кран-балкой |
101543 |
60244 |
41099 |
6 |
1984 |
Топливно-раздаточная станция |
3761 |
3761 | |
7 |
1981 |
Железобетонная ограда |
318134 |
249115 |
69019 |
Итого |
847286 |
737168 |
110118 | ||
Производственные фонды других отраслей | |||||
1 |
1966 |
Здание мастерских |
277017 |
270110 |
6907 |
2 |
1976 |
Станок А-62 |
13369 |
13369 | |
3 |
1982 |
Станок 2МПГ |
3137 |
3137 | |
4 |
1982 |
Верстаки (3 шт) |
1591 |
1591 | |
5 |
1984 |
Компрессор |
2647 |
2647 | |
6 |
1989 |
Стенд испытания электроприборов |
4823 |
4823 | |
7 |
1989 |
Пресс гидравлический |
3143 |
3143 | |
Итого |
305727 |
298820 |
6907 | ||
Силовые машины | |||||
1 |
1989 |
Трактор К-701 |
240999 |
240999 | |
2 |
1989 |
Трактор МТЗ-82 |
45000 |
45000 | |
3 |
1990 |
Трактор М-701 |
217794 |
217794 | |
Итого |
503793 |
503793 |
0,00 | ||
Экскаваторы | |||||
1 |
1989 |
ЭО-3211 |
140000 |
140000 | |
2 |
1990 |
ЭО-3322 |
125000 |
125000 | |
3 |
1991 |
ЭО-4224 |
315954 |
315954 | |
Итого |
580954 |
580954 |
0,00 | ||
Бульдозеры | |||||
1 |
1990 |
Бульдозер МК-21 |
157283 |
157283 | |
2 |
1991 |
Бульдозер МП-18.8 |
356097 |
356097 | |
3 |
Итого |
513380 |
513380 |
0,00 | |
Разные машины | |||||
1 |
1990 |
Скрепер СТОМ ДЗ 172-103 |
209288 |
209288 | |
2 |
1989 |
Автокран КС-35772 |
129703 |
129703 | |
Итого |
338991 |
338991 |
0,00 | ||
Производственный инвентарь | |||||
1 |
1983 |
Кабинетный гарнитур |
1998 |
1998 | |
2 |
1987 |
Печатная машинка «Украина» |
700 |
700 | |
3 |
1991 |
Магнитофон «Маяк-233» |
500 |
500 | |
Итого |
3198 |
3198 |
0,00 | ||
Автотранспорт | |||||
1 |
1985 |
Автомобиль МАЗ-5549 46-35 КАП |
31149 |
31149 | |
2 |
1987 |
Автомобиль УАЗ-33-03-010 582 ВО |
13493 |
13493 | |
3 |
1988 |
Автобус ПАЗ-672 0-671-ВО |
43624 |
43624 | |
4 |
1988 |
Автомобиль МАЗ-5549 0-584-ВО |
51403 |
51403 | |
5 |
1988 |
Автомобиль МАЗ-5549, 71-08 КАС |
51403 |
51403 | |
6 |
1989 |
Автомобиль МАЗ-5549, 0-581-ВО |
51403 |
51403 | |
7 |
1989 |
Автомобиль ГАЗ-53 12-60 КАР |
42326 |
42626 | |
8 |
1989 |
Автомобиль МАЗ-5549, 71-09 КАС |
50100 |
50100 | |
9 |
1989 |
Автомобиль МАЗ-5549, 0-583-ВО |
58967 |
54014 |
4953 |
10 |
1989 |
АЦ-48 на ГАЗ-52, 07-37 КАС |
53540 |
53540 | |
11 |
1985 |
Автобус ПАЗ-672, 83-96 КАС |
18897 |
18897 | |
12 |
1984 |
Автомобиль МАЗ-5551, А-791-АА |
65854 |
26507 |
39347 |
13 |
1991 |
Автомобиль МАЗ-5551, 83-95 КАУ |
53815 |
50222 |
3593 |
14 |
2002 |
УАЗ-3151, А-838 ЕВ |
129500 |
40732 |
88768 |
Итого |
715474 |
578813 |
136661 | ||
Жилищное хозяйство | |||||
1 |
1967 |
Жилой дом (ул.Коммунальная, д.16) |
135895 |
135895 | |
2 |
1978 |
Сборно-щитовой дом (ул.Березовая, д.18) |
53878 |
52224 |
1654 |
3 |
1979 |
Сборно-щитовой дом (ул.Кленовая, д.29) |
57615 |
51076 |
6539 |
Итого |
247388 |
239195 |
8193 | ||
1 |
1986 |
Производственные здания |
250682 |
163699 |
86983 |
1 |
1967 |
Низковольтная линия |
13798 |
13798 | |
ВСЕГО |
6435561 |
5518334 |
917227 |