Собственный капитал ОАО «Свет Шахтёра», согласно таблице, составляет около 185 млн. грн., а оборотные средства на конец текущего периода составляют более 160 млн. грн.
Для того, чтобы охарактеризовать нынешний показатель финансовой устойчивости, зная объём краткосрочных обязательств предприятия в размере почти 17 млн. грн., можно сосчитать отношение оборотных средств к краткосрочных обязательствам, которое составит 9,5. Эти данные показывают, что работа в данной области необходима.
Затраты на сбыт отображаются в затратах предприятия, связанных с реализацией продукции и включают в себя расходы на содержание отделов сбыта, рекламу, доставку продукции покупателю, и составляют на конец текущего года 15,3 млн. грн.
Следует так же указать уровень дебиторской задолженности, для окончательной конкретизации причин, вызвавших необходимость реализации указанной цели. По состоянию на 31.12.2004 дебиторская задолженность составила около 54 млн. грн. в том числе:
x за профильную продукцию – 26200,8 тыс. грн.;
x за товары – 3049,8 тыс. грн.;
x с бюджетом – 119,3 тыс. грн.;
x резерв сомнительных обязательств – 958,2 тыс. грн.;
x другие – 24412,5 тыс. грн.
Уменьшение дебиторской задолженности предприятию становиться одной из основных задач менеджмента ОАО «Свет Шахтёра». Решение этой задачи может стать основной составляющей осуществления цели организации.
Необходимо помимо прочего сравнить размеры привлечённых средств с размерами собственных. Значение показателя коэффициента соотношения привлечённых и собственных средств свидетельствует о степени зависимости предприятия от кредиторов. В случае ОАО «Свет Шахтёра» этот коэффициент будет равен 0,21, что свидетельствует о достаточно невысокой степени зависимости завода от кредиторов в данное время.
Можно сделать вывод о том, что исходя из финансового среза видно, что наиболее важным моментом в реализации цели организации является уменьшение дебиторской задолженности. Разработка стратегии предприятия и будет проводиться далее в курсовом проекте.
2. Анализ влияния факторов внешней среды
Внешняя среда любой организации подразделяется на макросреду, которая включает экономический, политико-правовой, научно-технический, демографический и культурный сегменты, и микросреду, состоящую из поставщиков, посредников, конкурентов и клиентов организации. Эти среды и сегменты будут рассмотрены далее.
Экономическая среда. Тяжёлая экономическая ситуация в Украине, длящаяся со времени получения государством независимости с небольшими колебаниями, привела к закрытию множества украинских заводов, как небольших так и крупных. ОАО «Свет Шахтёра» удалось избежать таких последствий, хотя и его экономическое положение за эти годы значительно пошатнулось.
В первую очередь это обусловлено всеобщностью кризиса, охватившего промышленность Украины. Глубокий и тяжёлый кризис в угольной отрасли, которая и является крупнейшим потребителем продукции завода, вызвал резкое и сильное падение платёжеспособности предприятий, задействованных в этой отрасли, что не могло не отразиться на положении ОАО «Свет Шахтёра». Именно снижение платёжеспособности потребителей товаров предприятия послужило причиной роста дебиторской задолженности.
Неплатежи, инфляция, шоки обменного курса национальной валюты только усугубляли ситуацию. В данный момент действие многих указанных факторов приостановлено, зафиксирован уровень дебиторской задолженности предприятию. Хотя основную проблему этим решить невозможно. Необходимы активные действия по снижению долгов заводу.
Сказанное выше не даёт возможности надеяться на быстрое полное решение задачи. В результате последних политических изменений экономическое положение страны снова нестабильно, снова наблюдается рост инфляции, экономический спад. Прогнозировать что-либо однозначно в данный момент достаточно сложно, тем более учитывая близость парламентских выборов. Стратегия менеджеров предприятия должна это учитывать и должна предусматривать определённую гибкость в зависимости от обстоятельств.
Политико-правовая среда. Анализ данного компонента среды имеет чрезвычайно большое значение, особенно в свете вышесказанного. В Украине многое зависит от политической ситуации, а деятельность любой организации регулируется только законодательно.
Налоговое законодательство Украины имеет свою специфику и является нестабильным на данный момент, и может оказывать негативное влияние на организацию только своей нестабильностью. Так как данное предприятие не является монополистом в своей отрасли, антимонопольное законодательство на его деятельность не распространяется и не ограничивает её. Существует ряд законов, поддерживающих деятельность предприятия, но их реальное влияние на ситуацию минимально.
Вся продукция ОАО «Свет Шахтёра» зарегистрирована и сертифицирована. Предприятие при осуществлении сбыта своей продукции использует собственную зарегистрированную торговую марку (ЗСШ).
В основном большинство законодательных актов, касающихся деятельности предприятия не оказывают сдерживающего или ограничивающего влияния на него.
Что касается политической обстановки в государстве, можно сказать, что она может косвенно, но существенно влиять на работу организации. Это влияние может оказываться как путём непосредственных действий по изменению положения основных потребителей (государственные программы развития угольной и горнорудной отраслей промышленности), так и действия, направленные на улучшение экономической ситуации в целом. Осуществление государством таких действий приведёт к улучшению материального положения потребителя и к повышению его платёжеспособности, что существенно облегчит реализацию целей организации и будет способствовать улучшению положения предприятия в дальнейшем.
Научно-техническая среда. Относительно открытого акционерного общества «Харьковский машиностроительный завод «Свет Шахтёра» можно сказать, что научно-технический прогресс не может не влиять на его развитие. При благоприятных обстоятельствах завод, обладая всеми необходимыми для этого мощностями, может осуществлять инновационную деятельность, совершенствовать свою продукцию, внедрять новую технику повышенного качества, производить новые виды продукции. Хотя наиболее активно технические нововведения будут осуществляться в направлениях совершенствования производственного процесса, товаров и процедур обслуживания, меньше – в направлении создания инноваций, даже не смотря на то, что это могло бы повысить спрос среди потенциальных покупателей.
Для обеспечения таких действий будут использоваться исключительно мощности предприятия, в этой сфере работают конструкторские организации, внесенные в число научных учреждений, которые входят в организационную структуру завода.
Работа в указанном направлении поможет организации сохранить и расширить свои позиции на рынке, увеличить возможности экспорта товаров за рубеж, повысить конкурентоспособность своей продукции.