3. По продолжительности периода реализации (управленческого воздействия):
1) долгосрочные решения принимаются на срок более 5 лет. Чаще всего они реализуются в качестве планирования основных направлений развития предприятия;
2) среднесрочные решения принимаются на срок от 1 года до 5 лет. Данные решения являются неотъемлемой частью целевых программ, в соответствии с которыми осуществляются практические действия, направленные на развитие предприятия;
3) краткосрочные решения принимаются на срок менее 1 года и представляют собой оперативные распоряжения относительно выполнения текущих заданий.
4. По направленности воздействия:
1) внешние; 2) внутренние.
5. По обязательности выполнения:
1) директивные решения принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения. Данные решения касаются наиболее важных сторон деятельности организации и связаны со значительными рисками и ответственностью;
2) рекомендательные решения готовятся, как правило, совещательными органами, такими как комитеты или комиссии. Они реализуются в соответствии с ситуацией и не являются обязательными, т.к. те, к кому они относятся формально, не подчиняются стороне, принимающей данные решения;
3) ориентирующие решения основываются на определении единого направления деятельности подсистем организации.
6. По функциональному назначению:
1) регулирующие решения определяют метод выполнения действий в сложившейся (потенциальной) ситуации;
2) координирующие решения концентрируют усилия подразделений организации вокруг сложившейся проблемы;
3) контролирующие решения направлены на оценку результатов.
7. По широте охвата:
1) общие решения распространяются на всю компанию в целом;
2) специальные решения рассматривают узкие вопросы и делятся на:
а) частные, затрагивающие одну сторону деятельности предприятия;
б) локальные, относящиеся к отдельному элементу объекта управления.
8. По степени запрограммированности:
1) запрограммированные решения принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения, т.к. на момент возникновения сложившейся ситуации существует определенное количество вариантов действий;
2) незапрограммированные решения принимаются в новых, необычных условиях, в которых трудно рассчитать правильные шаги и предугадать их последствия. Данное решение требует творческого подхода и интуиции.
9. По функции (области) управления:
1) планирование; 2) организация; 3) мотивация; 4) контроль.
10. По сфере реализации:
1) научные и маркетинговые исследования; 2) производство; 3) реализация товаров или услуг; 4) работа по кадрам и т.д.
11. По способам принятия:
1) интуитивные решения базируются на способности руководителя предвидеть возможные результаты своих действий и выбирать из них верные, руководствуясь своими предчувствиями. Такие решения принимаются в ситуациях, когда отсутствует возможность собрать и проанализировать информацию. В подобных ситуациях велика вероятность ошибки, поэтому подобные решения принимаются лишь в экстренных случаях;
2) адаптивные решения предполагают, что менеджер руководствуется в своей работе профессиональными и личными знаниями, жизненным опытом и реальной оценкой ситуации. Преимуществом таких решений является простота и оперативность реализации, т.к. они уже отработаны, но, к сожалению, в связи с постоянно меняющимися условиями эффективность принимаемых решений может быть в значительной мере снижена;
3) рациональное решение, в отличие от предыдущих способов, является менее субъективным, т.к. опирается на научный анализ проблемы. Но, к сожалению, полностью исключить субъективность и в этом случае невозможно, вследствие того что решения принимаются людьми.
В настоящее время специалисты по менеджменту выделяют несколько функций управления, такие как планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции являются обязательными для успешной работы предприятия.
Контроль бывает трех видов: предварительный, текущий и заключительный. Предварительный контроль осуществляется до начала выполнения работы, в частности может проводиться проверка качества сырья, готовности оборудования и др. Этот метод контроля позволяет значительно повысить эффективность деятельности предприятия, т.к. еще на предварительном этапе устраняется значительная масса препятствий (например, снижается количество брака в процессе производства). К сожалению, он не может устранить все проблемы, возникающие в процессе работы.
Предварительный контроль проводится в трех направлениях: >
1) при подборе персонала. В данном случае работники должны соответствовать тем требованиям, которые им предстоит выполнять. Их квалификация не должна быть ниже необходимой, т.к. работник просто не справится со своими обязанностями, и не должна быть выше, т.к. это приводит к неудовлетворенности работой и, как следствие, снижению эффективности;
2) при разработке материально-технической базы. В данном случае разрабатываются стандарты предельно допустимого качества сырья и продукции, на основе которых проводится дальнейшая деятельность. При разработке данного направления большое внимание уделяется выбору поставщиков, качество работы которых должно быть проверено, а качество сырья соответствовать необходимым требованиям;
3) при решении финансовых вопросов составляется бюджет предприятия с указанием всех доходов и расходов.
Текущий контроль проводится в процессе выполнения работы. Он позволяет уже в процессе устранять возникающие недоработки, причем более эффективно, т.к. сразу выясняются их причины. К сожалению, этот метод наиболее затратный, поэтому он приводит к существенному увеличению цены.
Итоговый контроль осуществляется по окончании работы или производства товара. Он препятствует выходу на рынок некачественной продукции, но на бракованную продукцию затрачиваются те же средства, что и на товар, поступающий в продажу, а на переделку — даже большие. Это увеличивает издержки, соответственно и отпускную цену.
В результате можно сделать вывод, что необходимы все виды контроля, но относительно каждого конкретного случая к возможности и целесообразности их применения следует подходить особо. Помимо производственных процессов, контроль необходим и при работе с персоналом. В одних случаях это необходимо для недопущения безалаберности отдельными работниками, в других - для поощрения. К сожалению, в нашей действительности контроль воспринимается как средство наказания и применяется лишь к нерадивым работникам, тогда как этот процесс необходим и хорошим сотрудникам, т.к. иначе возникает с их стороны мнение о ненужности их работы. Таким образом, контроль выполняет мотивирующую функцию.
Контроль подразделяется на три этапа:
1) установление планируемых показателей. Этот этап необходим для реализации целей и миссии организации, т.к. на нем разрабатываются необходимые мероприятия;