- крупные автотранспортные предприятия;
- мелкие фирмы и организации;
- частные лица.
1. Если условно разделить местонахождение конкурентов согласно административному делению г.Москвы, то можно отметить, что в каждом административном округе находится около 10 крупных автотранспортных предприятий (Автокомбинат №13, Автокомбинат №19), около 20-25 мелких организаций ("Авто-15" и его филиалы, "Авто-16") и свыше 30 физических лиц, занимающихся частной практикой.
2. Физические характеристики конкурентов представлены в следующей таблице:
Группы конкурентов |
Кол-во филиалов |
Кол-во сотруд-ников |
Районы обслуживания |
Крупные предприятия |
около 10 |
400 и более |
Определяются место- положением постоян-ных клиентов |
Мелкие организации |
около 3 |
50-100 |
Определяются место- положением постоян-ных клиентов и разо-вых заказчиков |
Частные лица |
- |
3-5 |
Определяются место- положением разовых заказчиков |
Таблица 2 "Физические характеристики конкурентов"
3. Некоторые финансовые результаты деятельности приведены в следующей таблице:
Группы конкурентов |
Экономический рост |
Доходность |
Платёжеспо- собность |
Крупные предприятия |
Возможен или достиг предела |
Высокая |
Высокая |
Мелкие организации |
Возможен |
Высокая или средняя |
Средняя |
Частные лица |
Почти невозможен |
Низкая или отсутствует |
Низкая или отсутствует |
Таблица 3 "Финансовые результаты деятельности конкурентов"
4. Метод ценообразования у конкурентов, в основном, не отличается от метода ценообразования автокомбината. Частные лица могут использовать также метод договорных цен.
5. У крупных конкурентов и мелких организаций кадровая структура схожа с данным автокомбинатом. У частных лиц она отсутствует.
6. Положение на рынке конкурентов показано в следующей таблице:
Группы конкурентов |
Положение на рынке |
Крупные предприятия |
Устойчивое |
Мелкие организации |
Более или менее устойчивое |
Частные лица |
Неустойчивое |
Таблица 4 "Положение конкурентов на рынке"
7. Планы развития конкурентов отражены в следующей таблице:
Группы конкурентов |
Планы развития |
Крупные предприятия |
Привлечь новых крупных клиентов и не потерять старых |
Мелкие организации |
Укрепить свои позиции на рынке и привлечь новых клиентов |
Частные лица |
Принять меры против вытеснения с рынка более крупными фирмами |
Таблица 5 "Планы развития конкурентов"
8. Сильные стороны конкурентов могут выражаться в устойчивом положении на рынке, наличии постоянной клиентуры (крупные предприятия). Слабые стороны характеризуются в низком качестве услуг, отсутствии дополнительных денежных средств и т.д.
9. В деловом мире существуют более крупные и престижные автотранспортные предприятия, чем ЗАО "Автокомбинат №41". При этом данное предприятие входит в пятёрку лучших автотранспортных предприятий (данного профиля) г.Москвы.
10. Пути получения сведений о предприятии-конкуренте могут быть следующие:
- изучение рекламных материалов конкурента;
- непосредственная беседа с сотрудниками;
- другие способы.
11. Конкурирующие предприятия хотели бы "перехватить" крупных, перспективных и платёжеспособных клиентов.
12. Каждое из конкурирующих предприятий стремиться занять свою нишу на рынке услуг, иметь постоянных клиентов. Прогнозируя деятельность конкурентов и их возможности можно предположить, что у предприятий, предлагающие недорогие и качественные услуги, есть возможность найти своё место на рынке автотранспортных услуг, создать собственную клиентскую базу и добиться максимальных результатов.
Предприятие и его конкуренты.
Сравнительный анализ ЗАО "Автокомбинат №41" по факторам конкурентоспособности показан в следующей таблице:
Факторы конку- рентоспо-собности |
ЗАО "Автоком- бинат №41" |
Конкуренты | ||
Крупные предприятия |
Мелкие организа-ции |
Частные лица | ||
Расценки на услуги |
Низкие |
Низкие |
Низкие или средние |
Средние или выше средних |
Наличие и состояние базы для ремонта автомашин |
Современное оборудование и собственные запасные части |
Современное оборудование и наличие вспо-могательного производства |
Недорогое, но качест-венное обо рудование |
Оборудова-ние уста-ревшее или отсутст-вует |
Наличие дополни-тельных денежных средств |
Есть |
Есть |
Есть, но ограничен |
Ограни-чен или отсутст-вует |
Положение на рынке |
Устойчивое |
Устойчивое |
Более или менее ус-тойчивое |
Неустой-чивое |
Экономичес-кий рост |
Возможен |
Возможен или достиг предела |
Возможен |
Почти не-возможен |
Платёжеспособность |
Высокая |
Высокая |
Средняя |
Низкая или отсу-тствует |
Доходность |
Высокая |
Высокая |
Высокая или средняя |
Низкая или отсу-тствует |
Размер парка а/м (шт.) |
600 |
более 500 |
100-300 |
1-10 |
Перечень услуг и работ |
свыше 20 наименований |
свыше 20 наименований |
5-15 наи- менований |
1-5 наи- менований |
Качество услуг |
Высокое |
Высокое |
Высокое или среднее |
Высокое, среднее или низкое |