Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы.
Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем.
Разница в рассмотренных теориях следующая: по мнению А. Маслоу, после мотивации рабочий обязательно начинает лучше работать, по мнению Ф. Герцберга, рабочий начнет лучше работать только после того, как решит, что мотивация неадекватна.
Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.
В табл.2 приведена оценка различных факторов своей работы самими рабочими.
Таблица 2
Оценка характеристик своей работы самими рабочими[6]
Факторы повышения производительности |
Заставляют работать интенсивнее |
Делают более привлекательной |
И то и другое |
Хорошие шансы продвижения по службе |
48 |
22 |
19 |
Хороший заработок |
45 |
27 |
22 |
Оплата, связанная с результатами труда |
43 |
31 |
16 |
Признание и одобрение хорошо выполненной работы |
41 |
34 |
17 |
Работа, которая заставляет развивать свои способности |
40 |
27 |
20 |
Сложная и трудная работа |
38 |
30 |
15 |
Работа, позволяющая думать самостоятельно |
37 |
33 |
17 |
Высокая степень ответственности |
36 |
35 |
18 |
Работа, требующая творческого подхода |
35 |
31 |
20 |
Работа без больших напряжений и стрессов |
15 |
61 |
13 |
Удобное расположение |
21 |
56 |
12 |
На рабочем месте нет шума и чистая окружающая среда |
21 |
56 |
12 |
Хорошие отношения в коллективе |
17 |
54 |
13 |
Хорошие отношения с непосредственным начальником |
19 |
52 |
12 |
Достаточная информированность о ходе дел в фирме |
20 |
49 |
16 |
Гибкий график работы |
20 |
49 |
12 |
Значительные дополнительные льготы |
27 |
45 |
18 |
Теория ожиданий В. Врума
Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.
Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением:
- руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника;
- сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;
- сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности.
Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.
Исходя из теории ожиданий, можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается[7].
1.2.2. Теория мотивации Л. Портера – Э. Лоулера
Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.
Л. Портер и Э. Лоулера ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться.