Основные цели обучения персонала на предприятии:
1. Обеспечение сотрудников знаниями и умениями, необходимыми для хорошей работы;
2. Поддерживание профессионального уровня персонала и знакомство его с развитием технологии, изменениями социально-экономической обстановки и правовых условий;
3. Подготовка сотрудников к возможному замещению коллег во время отпуска, болезни, командировки и в случае увольнения;
4. Подготовка сотрудников к перемещению/продвижению по службе.
Потребность в обучении различных категорий персонала организации определяется как требованиями работы или интересами организации, так и индивидуальными характеристиками работников. Для того чтобы определить содержание и методы обучения, которые смогут помочь в достижении целей организации и целей обучения, устанавливается качественная и количественная потребность в обучении основных категорий работников.
Качественная (чему учить, какие навыки развивать) и количественная (какое число работников разных категорий нуждается в обучении) потребность в обучении выявляются на основании:
сведений о сотрудниках (стаж работы, профессиональный опыт, базовое и дополнительное образование);
результатов аттестации персонала;
анализа долгосрочных и краткосрочных планов организации;
наблюдений за работой сотрудников;
заявок на обучение персонала от руководителей подразделений;
результатов собеседования и тестирования при приеме на работу новых работников.
результатов деятельности новых работников в период введения в должность (адаптации).
Важной задачей управления персоналом на предприятии является правильное определение численности рабочих, которых следует обучить той или иной профессии, а также выбор форм подготовки кадров. В определении объема подготовки исходят из общей потребности в кадрах, кадровой стратегии в трудообеспеченности предприятия, балансовых расчетов потребности рабочей силы в профессиональном разрезе и источников ее пополнения, из планов профессионально-квалификационного продвижения собственных рабочих. При этом важно сочетание перспективного планирования, опирающегося на выявление реальной потребности предприятия в кадрах, с постоянными корректировками наметок с учетом изменений в структуре производства и подвижностью рабочей силы (прежде всего в связи с текучестью).
Подготовка, повышение квалификации и переподготовка рабочих осуществляется как самим предприятием, так и другими образовательными структурами, т.е. на стороне.
Подготовка новых рабочих (не имевших ранее профессии) осуществляется на предприятии по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения, включающим не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса в объеме, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной квалификации, необходимых в условиях механизированного и автоматизированного производства. Сроки такого обучения составляют 3 - 6 месяцев в зависимости от сложности профессии и специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена и присвоением рабочему определенного тарифного разряда.
При индивидуальной форме подготовки каждый обучающийся прикрепляется к высококвалифицированному рабочему, мастеру или другому специалисту либо включается в состав бригады, где его производственным обучением руководит бригадир или другой член бригады. Теоретический курс индивидуальной подготовки изучается обучающимся самостоятельно.
При групповой форме обучающиеся объединяются в учебные бригады и выполняют работу согласно учебной программе под руководством бригадиров-инструкторов. Численный состав учебных групп устанавливается в зависимости от сложности овладеваемой профессии и производственных условий.
Курсовая форма подготовки используется для обучения рабочих особо сложным профессиям, требующим значительного объема теоретических знаний и освоения различного вида работ, которыми невозможно овладеть на рабочем месте. Теоретическое обучение при этом производится на постоянно действующих курсах, создаваемых отраслевыми министерствами, а также в вечерних отделениях ПТУ (по договорам за счет средств предприятия).
Повышение квалификации направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющейся у работника профессии. Система повышения квалификации, сложившаяся на производстве, включает производственно-технические курсы, курсы обучения вторым и совмещаемым профессиям, курсы целевого назначения по изучению новых изделий, оборудования, технологии, школы по изучению передовых методов труда, школы мастеров и бригадиров.
Переподготовка рабочих (освоение рабочими новой профессии) осуществляется на предприятии и на стороне. Характер переподготовки определяют структура вакантных рабочих мест и их требования к квалификации рабочей силы, а также структура высвобождаемых рабочих по уровню квалификации.
Данные о профессиональном обучении рабочих за 2007 и 2008 год представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Профессиональное обучение рабочих за 2007 и 2008 год, чел.
Наименование показателя |
2007 год |
2008 год |
Изменение | |||
всего обуче-но |
из них рабо-чие |
всего обуче-но |
из них рабо-чие |
всего обуче-но |
из них рабо-чие | |
Всего обучено |
320 |
251 |
268 |
227 |
-52 |
-24 |
в том числе: прошли про-фессиональную подготовку |
64 |
64 |
17 |
17 |
-47 |
-47 |
прошли про-фессиональную переподготовку |
61 |
60 |
44 |
44 |
-17 |
-16 |
обучено на курсах целевого назначения |
36 |
36 |
49 |
49 |
13 |
13 |
прошли стажировку |
1 |
0 |
0 |
0 |
-1 |
- |
повысили квалификацию |
158 |
91 |
158 |
117 |
0 |
26 |