Исследователи выделяют семь стилей руководства в зависимости от ориентированности на вышестоящего руководителя или на подчиненных:
1) руководитель принимает решения, которые подчиненные выполняют;
2) руководитель разъясняет свои решения, чтобы подчиненные их выполняли;
3) руководитель выносит свои решения, но должен прислушиваться к вопросам подчиненных;
4) руководитель предлагает предварительное решение, которое может быть изменено после внесения подчиненными предложений;
5) руководитель излагает проблему, получает советы от подчиненных, а затем принимает решения;
6) руководитель устанавливает пределы, в которых подчиненные принимают решения;
7) руководитель и подчиненные совместно принимают решения.
Ученые выделяют пять стилей руководства – от авторитарно-консультативного до полного участия подчиненных в управлении:
1) руководитель сам решает проблему на основе имеющейся у него информации;
2) руководитель сам решает проблему на основе информации, полученной от подчиненных;
3) руководитель сам решает проблему, выслушав идеи подчиненных;
4) руководитель сам решает проблему после коллективного обсуждения всех идей и предложений;
5) решение принимает группа, в которой руководитель выполняет роль председательствующего.
Универсального стиля не существует, эффективность управления зависит от нескольких переменных.
Авторы теории разработали ситуационную модель выбора стиля руководства, в ней стили связаны с оценкой следующих обстоятельств:
■ наличие или отсутствие явно предпочтительного решения;
■ опыт в решении подобных задач;
■ сложность проблемы;
■ отношение подчиненных к внедрению решения;
■ возможность конфликта
Авторы теории разработали концепции лидерства и выделили стили управления в зависимости от учета интересов производства и людей. При оценке стиля необходимо учитывать два критерия: внимание к людям и внимание к производству. Авторы определили пять основных стилей менеджмента.
1. Менеджмент команды часто рассматривается как наиболее эффективный стиль, и его рекомендуют использовать, т. к. он позволяет участникам команды работать вместе.
2. Менеджмент загородного клуба наблюдается в тех случаях, когда лидер уделяет больше внимания людям, чем результатам работы.
3. Менеджмент власти – подчинения возникает при ориентированности руководителя на эффективность операций.
4. Центристский менеджмент наблюдается в ситуациях, когда лидеры проявляют одинаково умеренный интерес к сотрудникам и к производству.
5. Ослабленный менеджмент означает отсутствие философии лидерства.
В теории ‘путь – цель’ выделяются четыре стиля руководства.
1. Стиль поддержки (ориентирован на человека). Руководитель проявляет интерес к потребностям подчиненных и заботится об их благополучии, держит себя отрыто и дружелюбно, создает благоприятную рабочую атмосферу, обращается с подчиненными как с равными.
2. Инструментальный стиль (ориентирован на задачи). Руководитель объясняет подчиненным, что они должны делать.
3. Стиль, поощряющий к принятию решений подчиненными. Руководитель делится информацией с сотрудниками, консультируется с ними во время принятия решений.
4. Стиль, ориентированный на достижения. Руководитель ставит перед подчиненными ясные, но высокие цели, например повышение качества продукции
Согласно теории жизненного цикла, стиль управления зависит от ‘зрелости’ исполнителей: их желания достигать поставленных целей, образования и опыта, готовности нести ответственность за свое поведение. В зависимости от сочетания этих факторов выделяют четыре стиля руководства.
1. ‘Давать указания’. Предполагает сочетание в большей степени ориентированности на задачу и в меньшей – на человеческие отношения. Данный стиль руководства уместен, если подчиненные не хотят или не могут отвечать за конкретную задачу и нуждаются в инструкциях и контроле. Стиль привлечения к принятию решения не находит у таких сотрудников поддержки, т. к. не соответствует их реальным потребностям.
2. ‘Продавать’. Этот стиль предполагает равно высокую ориентированность руководителя как на задачу, так и на человеческие отношения. Подчиненные хотят работать эффективно, но не могут по причине недостатка способностей или компетентности. Данный стиль предполагает поддержку руководителем энтузиазма подчиненных и обязательное обучение.
3. ‘Участвовать’. Применяется, когда работники могут, но не хотят отвечать за выполнение задачи. В этой ситуации целесообразна их мотивация путем привлечения к принятию решений. Данный стиль ориентирован на человеческие отношения.
4. ‘Делегирование’. Предоставляет исполнителям максимальную свободу действий, применим в зрелых группах. При этом руководитель может быть ориентирован на задачу без ущерба для человеческих отношений или может предоставлять ее решение работникам
Исследователь выделяет семь основных стилей руководства, которые определяются доминированием различных компонентов, присутствующих в любом стиле (директивность, коллективность и невмешательство).
Крайние типы:
■ директивный;
■ коллективный;
■ попустительский.
Доминирование двух компонентов (промежуточные стили):
■ директивно-коллегиальный;
■ директивно-попустительский;
■ попустительски-коллективный.
Равенство разных компонентов дает смешанный тип.
По вторичной классификации каждый из промежуточных стилей делится на следующие подтипы: невыраженный, оперативный, выраженный.
Для промежуточного и смешанного типов характерен большой набор приемов руководства, эти стили более разнородные, вариативные. Проявление стиля зависит также от управленческого уровня: на низовом распространен смешанный тип, на среднем чаще встречаются директивный и попустительский, на среднем и высшем преобладают крайние
Стили руководства – интегративная характеристика деятельности руководителя, которая отражает его личные качества и взаимоотношения с подчиненными. В основу классификации могут быть положены несколько факторов:
■ авторитарность / либеральность;
■ общественная / эгоцентрическая ориентация;
■ деловая активность / инертность;
■ контактность / дистанционность;
■ властвование / подчинение;
■ ориентация на выполнение работы / на человеческие отношения;
■ стрессоустойчивость / нетолерантность.