Рис. 2.2 Организационная структура управления ОАО «Брестский лесхоз»
При такой схеме управления укрепляется единоначалие и личная ответственность руководителя, а также уменьшается возможность принятия самостоятельных решений.
В данном случае руководитель является универсальным специалистом фирмы.
Преимущества линейной ОСУ:
1. Единство и четкость распорядительства.
2. Согласованность действий исполнителей.
3. Оперативность в принятии решений, однако, результат не всегда является эффективным.
Негативные моменты:
1. Повышенная ответственность руководителя за результаты возглавляемого им подразделения.
2. Повышенная перегрузка информацией.
3. Множество контактов с подчиненными.
4. Высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, что ограничивает масштабы и возможности руководителя по эффективному управлению подразделениями.
Такой тип ОСУ приемлем для простой по содержанию управленческой деятельности, а также фирмы с коллективом, не превышающим 30-35 человек.
На ОАО «Брестский лесхоз» используется один вид департаментализации: функциональная - организация разделена на отделы, которые имеют свою четко определенную задачу и обязанности.
Степень централизованности в ОАО " Брестский лесхоз " можно характеризовать как среднюю, т.к. достаточно много решений, связанных с текущей и среднесрочной деятельностью, принимаются руководителями функциональных подразделений без согласования с директором, а так же руководителями среднего звена на местах.
Всем структурным подразделениям и их руководителям предоставлена достаточная свобода в принятии решений и сфере деятельности. Служащие отчитываются своим руководителям, руководители среднего звена отчитываются начальникам отделов, те в свою очередь докладываю о результатах проделанной работы директору. Несмотря на такую организацию управленческой деятельности, сбоев в работе практически нет, все добросовестно и своевременно выполняют своих обязанности, так в организации на столько все взаимосвязано, что сбой в работе одно узкого специалиста может повлечь за собой нарушение работы всей фирмы.
В области разделения методов организации на ОАО «Брестский лесхоз» следует выделить следующее:
- законная власть представлена властью директора и начальников отделов ОАО «Брестский лесхоз» и выражается в организационно-распорядительных методах управления;
- власть, основанная на вознаграждении, выражается властными полномочиями директора предприятия, начальников отделов, главных специалистов и линейных руководителей, которые распределяют премии за результаты труда – выражается в экономических методах управления;
- власть, основанная на принуждении, выражается властными полномочиями директора, начальников отделов, линейных руководителей, их правом приказывать выполнять те или иные распоряжения и работы – так же как и законная власть выражается в организационно-распорядительных методах, но так же во многом и в психологических;
При принятии решений на ОАО «Брестский лесхоз» четко прослеживается использование организационно-распорядительных методов управления. Так как для реализации принятого решения необходимы четкие указания для его выполнения, которые выражаются в форме организационно-распорядительных документов (приказов). Такой метод управления целесообразен, т.к. позволяет четко контролировать исполнение решения. В данном случае наблюдается взаимосвязь метода планирования и контроля, которая закладывается изначально на стадии принятия управленческого решения.
Следует отметить, что структура организации управления на ОАО «Брестский лесхоз» является оптимальной для фирмы с небольшим штатом сотрудников и узкопрофильностью производства, так как рычаги управления сосредоточены в руках одного человека, что позволяет быстрее реагировать на изменения рыночной конъюктуры, быть более мобильным в решении определяющих вопросов, эффективно осуществлять функцию контроля, мотивации.
В основе оплаты труда всех категорий работников Республики Беларусь лежит тарифная система. Она представляет собой совокупность нормативных актов, регулирующих размер заработной платы различных категорий работников в зависимости от тяжести, сложности, интенсивности труда и уровня квалификации работников.
Основными элементами, составляющими тарифную систему, являются: тарифная ставка работника 1-го разряда, Единая тарифная сетка и тарифно-квалификационные справочники.
Тарифная ставка 1-го разряда устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. На ее основе рассчитываются тарифные ставки и оклады работников всех других разрядов, а также рабочих и служащих, не тарифицируемых по разрядам.
Единая тарифная сетка представляет собой совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, с помощью которых определяются размеры тарифных ставок и окладов на основе ставки 1-го разряда. Сетка содержит 28 квалификационных разрядов. Для работников производственных отраслей Единая тарифная сетка состоит из 23-х тарифных разрядов.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1359 от 28.08.98 г. «О повышении размеров минимальной заработной платы, тарифной ставки первого разряда и совершенствовании единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» в целях усиления дифференциации в оплате труда между профессионально-квалификационными группами рабочих с 1 января 1999 г. введена новая редакция 28-разрядной Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь с соотношением тарифных коэффициентов 28-го и 1-го разрядов 9,92 : 1 (Табл. 2.1):
Таблица 2.1 Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь
Разряд / тарифный коэффициент | |||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1,0 |
1,30 |
1,51 |
1,75 |
1,93 |
2,12 |
2,33 |
2,56 |
2,74 |
2,93 |
3,14 |
3,36 |
3,60 |
3,85 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
4,12 |
4,41 |
4,72 |
5,05 |
5,40 |
5,78 |
6,18 |
6,61 |
7,07 |
7,56 |
8,09 |
8,66 |
9,27 |
9,92 |