Суть представленной стратегии дальнейшего развития ООО «Восток Запад» была изложена в бизнес-плане, где на основе анализа работы супермаркетов №1 и №2 (за 2 года и 1 год соответственно), пересматривалась существующая структура организации предприятия и была предложена программа расширения сети посредством открытия нового (третьего) супермаркета в Фокинском районе г. Смоленска.
Инновационности данной стратегии проявляется в том, что основная задача супермаркета №3 – не собственно расширение сети магазинов и получение прибыли в ближайшей перспективе, а направление всех усилий и ресурсов на создание конкурентной позиции открывающемуся в этом же районе гипермаркету «Линия» и переключение его покупателей на свою торговую сеть. То есть ООО «Восток Запад» впервые решило осуществить стратегию экспансии – так называемую «стратегию захвата рынка».
Рыночные (краткосрочные) цели стратегии – организация рекламной компании, разработка логистических мероприятий (складирование, планирование размещения отделов и товаров в них с учетом планограмм и правил товарного соседства, адаптация программного обеспечения к реальным конкретным условиям работы супермаркета).
Производственные (кратко- и среднесрочные) цели – снижение затрат (в первую очередь постоянных) для получения большего запаса «финансового простора» в управлении наценкой и конкурентного преимущества по цене товаров.
Организационные (среднесрочные) цели – разработка фирменного стиля для данного супермаркета, разработка системы скидок после выявления постоянных покупателей.
Механизм реализации: в декабре 2008 года было арендовано помещение 3500 м2, закуплено торговое оборудование на 15 млн. руб., проведен дополнительный набор 156 человек, разработаны новые бизнес процессы для осуществления финансово-хозяйственной деятельности в магазине.
Считаю что существует риск после вложения немалых средств в «холодную войну» с гипермаркетом «Линия» зацикливания на борьбе и потери реакции на изменяющиеся требования покупателей, тем более, что многие пути достижения низкой себестоимости и привлечения покупателей могут быть легко скопированы конкурентом – «Линией». Поэтому необходимо разработать определенные корректировочные мероприятия для стратегии предприятия ООО «Восток Запад».
Для выработки мероприятий по совершенствованию инновационной стратегии ООО «Восток Запад» необходимо провести дополнительный анализ микроокружения по модели 5 сил Портера. Интенсивность конкуренции между действующими предприятиями на рынке зависит от следующих факторов:
1. Наличия взаимоуравновешивающих друг друга конкурентов – «Магнит», «Журавли», «Копейка», «Линия»;
Таблица 4. Анализ конкурентов ООО «Восток Запад»
Характеристика |
Важность |
Организация | |||||
Магнит |
Копейка |
Журавли |
2*2 |
Линия |
Свенск. ярмарка | ||
Доступность |
10 |
9 |
8 |
10 |
6 |
10 |
6 |
Ассортимент |
9 |
5 |
6 |
5 |
8 |
7 |
7 |
Качество товара |
9 |
5 |
5 |
7 |
8 |
8 |
7 |
Уникальность |
8 |
4 |
4 |
4 |
5 |
7 |
7 |
Культура и уровень обслуживания |
9 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
7 |
Скорость обслуживания |
7 |
6 |
7 |
5 |
7 |
4 |
7 |
Объем сети |
9 |
9 |
9 |
9 |
7 |
9 |
6 |
Цена |
9 |
8 |
7 |
6 |
7 |
9 |
7 |
Суммарные характеристики, % |
70 |
51 |
51 |
51 |
53 |
59 |
56 |
Из таблицы видно, что наибольшую конкуренцию ООО «Восток Запад» составляет супермаркет Магнит: