– в объеме сети, доступности товара – магазины находятся в каждом районе г. Смоленска,
– в цене на товар – низкие цены, обусловленные объемом закупа.
Копейка составляет конкуренцию:
– в объеме сети, доступности товара – магазины находятся в каждом районе г. Смоленска, федеральная сеть.
Журавли составляют конкуренцию:
– в объеме сети 22 магазина, доступности товара – магазины находятся в каждом районе г. Смоленска,
2*2 составляет ООО «Восток Запад» конкуренцию:
– в ассортименте товара.
Линия составляет ООО «Восток Запад» конкуренцию:
– в доступности товара (находится центре города в проходном месте), объеме сети – 10 гипермаркетов, 2 супермаркета в ЦФО,
– в уникальности товара и добавленных услуг,
– в цене на товар низкая цена обусловлена объемом сети и ценовой политикой предприятия.
2. Темпа роста рынка. Рынок города Смоленска перенасыщен предприятиями розничной торговли продуктов питания и промышленных товаров. Возникает необходимость вытеснять предприятия-конкуренты, предлагать иной ассортимент товара, пользующийся спросом у потребителей;
3. Степени сходства товаров. Товар у предприятий торговли схож и аналогичен, потребитель может приобрести его в любом из выше перечисленных. Основная конкуренция разворачивается на уровне и культуре обслуживания покупателя, добавленных услуг и товаров;
4. Величины постоянных издержек – коммуникации, транспорт, аренда, налоги, фонд заработной платы.
Таким образом, на основании анализа можно выделить:
1. Сильные стороны предприятия: ассортимент товаров, качество товара, уникальность товара и услуг, культура и скорость обслуживания.
2. Слабые стороны предприятия: доступность товара, объем сети, розничная цена, высокая зависимость от поставщика, высокие постоянные издержки.
Проведем исследование макроокружения с помощью СТЭП-анализа. Дальнее внешнее окружение это социальные, экономические, политические (СТЭП) факторы, на которые отдельная компания не может влиять. Эти факторы оказывают существенное влияние как на фирму в целом, так и на ее ближнее окружение.
Социальные факторы, оказывающие влияние на организацию:
1) Смертность превышает рождаемость, вследствие чего количество активного населения сокращается.
2) Социально-экономический уровень населения повышается. Понижается доля малообеспеченного класса населения, более активный рост среднего класса населения.
3) Здоровый образ жизни. Потребитель выбирает здоровую качественную пищу, свежий продукт.
4) Рост доверия к брэнду. Выбор потребителя все чаще падает на «раскрученный», хорошо узнаваемый товар. Покупки он совершает в брэндованных местах продажи.
Технологические факторы оказывают на многие организации значительное влияние. На данном этапе развития нашего предприятия технологические факторы выделить нельзя, однако должна быть своевременная реакция организации при появлении новых товаров и продуктов питания.
К экономическим факторам можно отнести:
1) Рост доходов населения 2007 г. – 15%,
2) Снижение процентных ставок – от 0,5 до 2,5%,
3) Повышение платежеспособного спроса населения,
4) Негативное влияние инфляции – 9%,
5) Повышение затрат на энергоносители и транспортировку,
6) Повышение коммуникационных издержек.
Политические факторы, оказывающие влияние на организацию:
1) Выборы президента РФ,
2) Кадровые перестановки в правительстве РФ,
3) Монополизация власти города в руках бизнесменов и предпринимателей,
4) Ужесточение госконтроля за оборотом ЛВИ и создание государственной инспекции алкогольной продукции на местном уровне.
В целом внешняя среда оказывает умеренное воздействие на ООО «Восток Запад», большей частью направленность влияния – положительная. На основании проведенного анализа предлагаю следующие направления совершенствования развития предприятия:
1. Создание собственного WEB-сайта предприятия, где будет размещена вся информация касающееся предприятия и ассортимента товара. В качестве дополнительных услуг на сайте будет размещено следующее:
– посетитель сайта может заполнить анкету о приеме на работу. Для этого нужно ответить на вопросы и отправить в виде электронной почты. Результаты анкетирования будут представлены в письменной или электронной форме.
– также посетителям сайта представляется возможность заказать товар. Клиенту будет иметь возможность выбрать ассортимент, количество интересующего его товара. Если сумма заказа превышает установленный лимит, то заказ доставляется бесплатно в указанное место.
2. Создание информационного терминала.
Направленность на привлечение покупателя за счет эффективности и скорости обслуживания в виде информационного обеспечения. Эта услуга предоставляется покупателю в виде терминала с полной матрицей ассортимента товара, что обеспечит увеличение качества и скорости обслуживания покупателей. Для удобства обслуживания за терминалом будет закреплен консультант данной системы. К задачам консультанта предписано следующее:
– консультирование покупателей (посетителей) магазина;
– оказывать помощь в поиске нужной группы товара;
– следить за правилами техники безопасности при работе с данным оборудованием;
– периодически проводить обновление ассортимента товара и т.д.
Уникальность данной технической, а также информационной услуги заключаться в следующем.
Во-первых: это поможет сократить время поиска товара в таком большом по площади магазина. Покупателю достаточно будет обратиться к консультанту, указать интересующий его товар и через несколько секунд покупателю будет представлена вся информация касающиеся искомого товара: там будет указана цена, количество на остатках и даже место расположения. Что, безусловно, упростит задачу поиска необходимого товара. Несомненно, могут возникнуть затруднения связанные с поиском товара, так как он может быть представлен от разных производителей. Во-вторых: можно сделать предварительный заказ. Это удобно и просто, так как покупатель видит, что он именно заказывает: указывается цена товара, его состав и визуальное представление в виде фотоиллюстрации. Предполагаю разместить три терминала: в фойе и на территории торгового зала магазина.
3. Создание дополнительной услуги.
Сущность данной услуги заключается в следующем: при расчете, покупателю не придется складывать товар самостоятельно, в этом ему поможет специальный служащий, который упакует товар. Данная услуга увеличит скорость обслуживания в два раза.
Объединив все предложенные мероприятия можно сформировать стратегию, которая будет заключаться в следующем: сохранение существующих и привлечение новых покупателей товара. Иными словами стратегия будет направлена на привлечение покупателя, что позволит увеличить объем продаж, следовательно, и прибыль. За счет стратегии можно будет повысить конкурентоспособность, привлекая покупателя, тем самым укрепить свои конкурентные преимущества, не смотря на то, что в торговой сети находится два магазина, что сильно отличает от других конкурентов.