Рис.3 - Типы и критерии сегментации рынков
В последнее время при сегментации рынка, особенно товаров повседневного спроса, выделяют такие признаки, как визуально-хронологические. К ним относят признаки, характеризующие жизненный цикл человека, конкретного потребителя или группы потребителей.
В то же время нельзя считать, что каждый из видов сегментации рынка на практике используется отдельно. Как правило, при проведении анализа рынка, его сегментации маркетологи применяют комбинацию критериев. При этом в зависимости от вида товара различают критерии сегментации потребительских товаров и товаров производственно-технического назначения. Так, Ф. Котлер при сегментации рынка потребительских товаров показал возможность сегментации по трем критериям, к которым отнес доход семьи, размер семьи, возраст, представленный четырьмя группами. В результате рынок потребительских товаров был условно сегментирован на 36 сегментов, что позволило выявить большее число потенциальных покупателей.
Психографические критерии относятся к субъективным признакам сегментации. В этой группе критериев объединены основные характеристики покупателей, которые отражают их образ жизни и поведение. Психографические критерии могут включать такие признаки, как черты характера, привычки, представление покупателей о самих себе, жизненная позиция, мотивы поведения, личностные характеристики, факторы покупательского поведения.
Критерии сегментации рынка товаров ПТН, которые приобретаются предприятиями, в основном базируются на географических, производственно-экономических и профессионально - личностных признаках. Географические признаки, характеризующие климат, рельеф, степень урбанизации и др., вполне вписываются в производственно-экономические признаки, которые характеризуют состояние отраслей и предприятий – потребителей конкретных товаров, технологические процессы, масштабы фирм-потребителей, уровень экономической конъюнктуры в регионе или в стране, где располагается компания, методы организации, сбыта, логистические требования и т.д. Особое значение здесь могут иметь фирменно-демографические (структурные) признаки, такие как численность работающих, организационная структура, динамика сбыта, объем фондов и капитала.
Профессионально-личностные критерии включают субъективные признаки персонала, который участвует в организации и презентации заказов для фирм-покупателей. Эти признаки должны достаточно полно характеризовать личностные характеристики лиц, представляющих предприятия потребителей. Такую информацию можно получить из резюме на лицо, которое является представителем организации или фирмы-потребителя, а также из краткого досье о фирме-потребителе. При сегментировании рынка потребителей товаров ПТН не следует забывать и о таких признаках сегментации, как разновидность конечных потребителей и весомость заказчиков, наличие сложившихся предпринимательских отношений. В условиях развитой сети Интернет и наличия соответствующего банка данных получение такой информации не представляет трудности. При отсутствии такой возможности следует обращать внимание на такие личностные характеристики поставщика, как отношение к принятию рискованных решений, качеству товара, изменению договорных условий по времени поставки и цене товара, связи ее с производительностью, дизайну, экологическим и энергосберегающим требованиям. [13]
В таблице 1 приведена характеристика основных критериев, признаков сегментации рынка. В каждом конкретном случае маркетолог принимает во внимание те критерии или признаки, которые наиболее объективно могут отразить условия внутренней и внешней среды в системе поведения покупателя или потребителя. Поэтому каждые из приведенных характеристик и критериев имеют существенное значение.
Таблица 1 - Основные критерии сегментации рынка.
Критерии сегментации |
Условная характеристика |
1. Географические: | |
- континент |
Австралия, Америка, Азия, Европа |
- страна |
Россия, США, Германия, Япония и т.д. |
- регион |
Северо-Западный, Центрально-Черноземный, Центральный, Западно-Сибирский и др. |
- город, ареал |
Москва, Екатеринбург, Новгородская область |
- плотность населения |
Рассчитывается как отношение численности населения к площади, на которой это население проживает (чел. /км2) |
- климат |
Континентальный, арктический, тропический и т.д. |
2. Демографические: | |
- возраст потребителя |
От 3 до 6 лет, 6-11 лет, 12-19 лет, 20-24 года, 25-49 лет, 50-64 года, старше 65 лет |
- пол |
Мужчины, женщины |
- размер семьи |
1-2 чел., 3-4 чел., 5 чел. и более |
- этап жизненного цикла семьи |
Молодая семья без детей, молодая семья с детьми школьного возраста, пожилые супруги без детей, одинокие |
3. Социоэкономические: | |
- род занятий |
Работники умственного труда, специалисты, рабочие, служащие, предприниматели, бизнесмены и т.д. |
- образование |
Среднее, среднее-техническое, высшее, неоконченное высшее |
- отношение к религии |
Христиане, католики, протестанты, иудеи и др. |
- национальность |
Русские, немцы, поляки, чехи, венгры и т.д. |
- уровень доходов |
До 300 руб., от 300 до 800 руб., от 800 до 1200 руб., от 1200до 1800 руб., от 1800 до 3500 руб., более 3500 руб. |
Критерии сегментации |
Условная характеристика |
Продолжение таблицы.
- численность работников на фирме-потребителе |
До 20 чел., от 21 до 50 чел., от 51 до 100 чел., от 101 до 250 чел., от 251 до 700 чел., от 701 до 1000 чел., свыше 1000 чел. |
- годовой товарооборот фирмы-потребителя |
До 3 млн. руб., от 3млн. руб. до 10млн. руб., от 10 млн. руб. до 50 млн. руб., более 50 млн. руб. |
- уровень цен потребляемых товаров |
Низкий, средний, высокий |
- стремление к сотрудничеству |
Поиск сотрудничества на стадии сбыта, производства, коммерции и т.д. |
- финансовый потенциал фирмы - потребителя |
Высокий, средний стабильны, средний нестабильный |
4. Психографические: | |
- образ жизни |
Традиционалисты, жизнелюбы, эстеты |
- тип личности |
Авторитарный, увлекающийся, придерживающийся принципа "быть как все", честолюбивый и т.д. |
- черты характера |
Целеустремленность, доверчивость, любознательность, требовательность, амбициозность, расчетливость и др. |
-жизненная позиция |
Твердая, гибкая, неустойчивая |
5. Поведенческие: | |
- мотивы совершения покупки |
Обыденные, особые причины |
- искомые выгоды |
Экономия, качество, сервис, и др. |
- тип покупателя |
Постоянный, новый, неординарный |
- степень готовности покупателя к восприятию товара |
Неосведомленный, осведомленный, информированный, желающий и т.д. |
- интенсивность потребления |
Покупает мало, но часто, покупает мало и часто, покупает мало |
-приверженность к марке |
Покупает товар только одной марки, не ориентируется на марку |