Введение
Управленческая деятельность выступает в современных условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития организаций. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции[1].
Многообразие форм собственности, конкуренция между ними, ускоренное развитие рыночных отношений требуют особо тонкого, умелого управления. Система управления должна обеспечить условия, при которых каждый руководитель любого уровня считал бы своей важнейшей задачей организацию активного поиска реальных возможностей повышения результативности труда. Вместе с тем она должна обладать способностью к саморегулированию и самосовершенствованию, направленному на широкое применение новых высокоэффективных организационных форм и методов управления, технологий и научно-технических достижений.
Оценка эффективности принятия решений руководящего персонала и управленческой деятельности была и остается одним из важнейших направлений менеджмента предприятия, она призвана способствовать выявлению путей повышения отдачи от людей, работающих в организации[2].
Развитие оценочной работы в нашей стране долгое время сдерживалось рядом причин, среди которых можно выделить в качестве основных ослабление внимания к оценке персонала, недостаточность и поверхностность научно-исследовательских проработок и обобщений отечественного и зарубежного опыта, подавление инициативы работников в условиях централизованной системы управления, неразвитость нормативной и правовой основы, слабость консультативных услуг и другое.
Прогрессивные мировые тенденции в кадровом менеджменте сориентированы на возрастание внимания к работникам. К хорошо зарекомендовавшим себя теориям и концепциям человеческих отношений добавляются новые – концепция ЕСОП, теория Z, система работы с персоналом «ринги-сей» и др[3]. В выходе из кризиса персоналу принадлежит ведущая роль как высшей социальной ценности и главной производительной силе.
Построение эффективного менеджмента в организации в отношении персонала должно основываться на постоянном мониторинге управленческой и производственной деятельности. Одним из актуальных на сегодняшний день методов исследования систем управления на предприятии является тестовая методика.
Все отмеченное выше обуславливает актуальность темы курсовой работы, а также побуждает шире и глубже заниматься проблемами оценки системы управления, а также деятельности сотрудников различного уровня. Сегодня вопросы оценки управленческой деятельности становятся все более актуальными для самых разных предприятий и организаций. Этому вопросу посвящено множество публикаций, использующихся в курсовой работе.
Целью исследования является рассмотреть и проанализировать практическое применение тестов в исследованиях системы управления предприятия.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- рассмотреть теоретический аспект понятия и сущности системы управления и методов исследования систем управления;
- на практическом примере проанализировать эффективность применения тестовых методик на предприятии;
- разработать пути совершенствования эффективности использования тестов в исследовании системы управления на предприятии.
Объектом исследования данной курсовой работы является предприятие ООО «Интертех». Предметом исследования является оценка эффективности управления на предприятии ООО «Интертех», г. Волгоград.
При написании данной работы широко использовались практические материалы деятельности ООО «Интертех», материалы печатных СМИ, а также собственные разработки автора.
Курсовая работа состоит из трех глав, последовательно раскрывающих темы работы, заключения-вывода и списка используемых источников литературы.
1. Теоретический аспект применение тестирования в исследовании систем управления предприятием
В общем виде процесс управления во всех сферах деятельности можно представить в виде так называемой «петли управления», включающей циклическую последовательность следующих этапов: прогноз – планирование - контролируемая деятельность по реализации планов – учет и анализ результатов - коррекция прогнозов и планов (рис. 1.1).
Рис. 1.1 Обобщенная схема управления
Процесс управления имеет иерархическую структуру и включает несколько подуровней по направлениям деятельности (производство, сбыт, снабжение, финансы и др.), которые в свою очередь включают соответствующие подпроцессы[4].
Управление предприятием всегда должно иметь некоторую цель (согласитесь, в противном случае этот процесс становится просто бессмысленным). В качестве примеров целей управления можно привести снижение издержек производства, повышение прибыли и др. Цель процесса управления должна быть сформулирована явно и, по возможности, с применением количественных оценок.
Процесс управления предприятием реализуется в рамках системы управления предприятием.
Система управления предприятием представляет собой комплекс мер направленных на координацию хозяйственной деятельности с целью получения положительных результатов. Каждая система управления предприятием должна быть комплексной, гибкой, масштабной, надёжной и целостной. Комплексность системы заключается в организации работы в единой информационной среде, постоянно имея возможность влиять на протекающие процессы в каждой отдельной структуре или подразделении[5].
Гибкость системы управления предприятием выражается в способности изменять направление работы, учётной политики в соответствии с изменяющимися требованиями со стороны вышестоящих организаций.
Масштабность системы характеризуется грамотным подходом к изысканию новых рынков сбыта, изысканием резервов для расширения производственных и других мощностей, организация новых рабочих мест.
Надёжность и целостность заключается в сборе и обработке достоверной информации о реальном положении дел в целом, с целью проведения анализа и принятия соответствующих мер для выбора правильного направления в организации деятельности предприятия. Для того, чтобы предприятие максимально могло реализовать все свои возможности, многие компании переходят на автоматизированную систему управления предприятием. Это позволяет значительно упростить процесс управления предприятием и всегда находиться в курсе происходящих изменений во всех структурных подразделениях.
Система управления существует на любом предприятии независимо от того, задумывались ли вы явно о ее структуре и задачах. В рамках системы управления можно выделить объект управления и управляющую часть. В качестве объекта управления здесь выступает производственный процесс, а в качестве управляющей части – управленческие службы предприятия. Система управления предприятием функционирует на основе установленных документально (положения о подразделениях, должностные инструкции и т.п.) или сложившихся практически правил. На каждом уровне иерархии системы управления в той или иной степени реализуется набор функций управления, входящих в рассмотренную выше «петлю управления».