Существует возможность консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Это может объясняться и определенными политическими причинами. Последствия кризисов теснейшим образом связаны с двумя факторами: их причинами и возможностью управления процессами кризисного развития.
Последствия кризиса могут привести к резким изменениям или мягкому, продолжительному и последовательному выходу из него. Кризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми. [табл.2]
Предлагается следующая классификация кризисов на предприятии или в организации с учетом многообразия форм проявления кризисов и их классификаций в источниках по различным критериям:
1.Срокам развития:
•продолжительный кризис, с большим промежутком времени и медленным развитием;
•краткосрочный, быстрый, с минимальным промежутком времени.
2.Направлениям деятельности организации:
•локальный, по одному или нескольким направлениям деятельности, например, кризис управления (менеджмента), то есть отсутствие высокопрофессиональных менеджеров, способных модернизировать управление предприятием;
•системный, по всей системе деятельности предприятия.
3.Стратегии развития предприятия:
•кризис роста, то есть отсутствие нововведений не позволяет увеличивать производительность труда и производства продукции;
•застоя (стагнации), не способность предприятия к модернизации, то есть обновлению;
•упадка, неэффективное использование оборотных средств приводит к снижению показателя ликвидности.
4.Причинам появления и развития кризиса:
•экзогенные, зависящие от внешних процессов, происходящих вне организации, но влияющих на ее деятельность (социальных, экономических, технологических и политических);
•эндогенные, процессы, происходящие внутри организации. Например, когда фирма стремиться к максимальному успеху и не учитывает, что предельные состояния - нежизнеспособны. В реальном мире жизнеспособен только синтез противоположных интересов и тенденций в допустимых пределах. Успехом можно считать соотношение прибылей и убытков приблизительно как 2 : 1.
5.Стадиям жизненного цикла организации или предприятия:
•кризис создания, когда отсутствует удовлетворительное текущее финансовое обеспечение и не планируется бюджет развития;
•кризис роста, возникает при снижении прибыльности;
•сокращение доли рынка приводит к кризису на стадии зрелости, стабильной деятельности предприятия;
•на стадии старения основная причина кризиса - потеря ликвидности.
6.Агрегированному состоянию кризисов:
•потенциальный (возможный), может быть на стадии создания организации;
•латентный (скрытый), такой кризис можно не заметить на стадии роста организации, когда продукция предприятия пользуется спросом, и фирма имеет максимальную прибыль. Но при этом нарастает сопротивление окружающей среды, появляется множество конкурентов;
•острый, преодолимый кризис, характерен для стадии зрелости (стабилизации) в деятельности организации, когда фирма стремиться к инновациям;
•острый, непреодолимый кризис может развиться на стадии старения фирмы, неспособной к модернизации, то есть к радикальным изменениям.
7.Целям предприятия:
•кризис стратегий - угроза потенциала роста и развития предприятия или его потеря;
•достижение результатов - угроза целям, эффективным результатам деятельности или потеря их;
•кризис ликвидности - опасность потери ликвидности, а отсюда возникновение дефицита бюджета;
•банкротство - неликвидность, дефицит бюджета предприятия и невозможность выхода из кризиса.
Классификация кризисов имеет большое значение в их распознавании, а, следовательно, и успешном управлении ими. Классификационные признаки реального кризиса могут рассматриваться и как его параметры «подсказывающие» или определяющие оценку ситуации, разработку и выбор удачных управленческих решений. Опасность кризиса существует всегда. Поэтому очень важно знать признаки наступления кризисных ситуаций и оценивать возможности их разрешения.
Преодоление кризисов – управляемый процесс. Успех управления зависит от своевременного распознавания кризиса, симптомов его наступления. Признаки кризиса дифференцируются прежде всего по его типологической принадлежности: масштабы, проблематика, острота, область развития, причины, возможные последствия, фаза проявления. В распознавании кризиса большое значение имеет оценка взаимосвязи проблем. Существование и характер такой взаимосвязи могут многое сказать и об опасности кризиса, и о его характере.
Наиболее полное представление признаков кризиса дает Винер и Каан. С помощью 11 признаков им удалось наиболее полно описать понятие кризиса:
- кризисы - это часто переломный пункт в развивающейся смене событий и действий;
-они часто образуют ситуацию, при которой огромное значение играет неотложность, срочность действий;
-они угрожают целям и ценностям;
-их последствия носят тяжелый характер для будущего, задействованных в нем участников;
-они состоят из событий, которые создают новые условия для достижения успеха;
-они привносят неопределенность в оценку ситуации и в разработку необходимых альтернатив для преодоления кризиса;
-они снижают контроль над событиями и их влиянием;
-они снижают время на реакцию до минимума, вызывает стресс и страх у участников;
-имеющаяся в распоряжении у участников информация, как правило, недостаточна;
-они вызывают нехватку имеющегося в распоряжении у участников времени;
-меняют отношения между участниками;
Правомерно и необходимо разделение кризисного процесса на стадии, что облегчает как ранее его распознавание, так и обоснование системы мер по его сглаживанию, преодолению. [табл.1]
Ф. Гельрих выделяет следующие стадии кризиса:
1.Потенциальный кризис. Кризис предприятия, как процесс, находит свое начало в фазе потенциального, то есть, только возможного, но еще не реального кризиса. Из-за отсутствия его достоверных симптомов, данное состояние предприятия характеризуется как «квазинормальное», то есть, практически, как состояние, в котором постоянно находится предприятие, и оно дает время, точку отсчета возникновения кризисной ситуации.
2.Латентный, скрытый кризис. Эта фаза кризисного процесса характеризуется скрытым, уже имеющимся или с большой вероятностью скоро начинающимся кризисом, воздействие которого не определяемо имеющимся в наличии у предприятия стандартным инструментарием. Но применение специальных методик раннего распознавания позволяет на этой стадии оказать активное воздействие на латентный кризис с помощью предупреждающих мероприятий. То есть, на данной стадии имеющийся в наличии у предприятия потенциал преодоления кризиса, как правило, не используется в полном объеме. Основной упор здесь делается на применении систем раннего оповещения, распознавания.