рефераты по менеджменту

Концепция иерархической структуры М. Вебера

Страница
2

Специализация должностных обязанностей. Бюрократия стала эффективной благодаря специализации труда. На самом деле организационная структура бюрократии создана на основе деления всех задач на серии четко определенных должностных обязанностей или функций. Каждой функции придается ответственность за выполнение определенной задачи и предоставляется необходимый инструментарий управления. Руководитель издает и распределяет задания таким образом, что все его составляющие являются частями общей задачи организации: специализированный инженерный персонал изучает причины падения эффективности на всех этапах производственного процесса, конструирует оборудование и моделирует процессы, которые обеспечивали бы рост производительности труда; определяются обязанности тех, кто занят реализацией продукции, финансистов, специалистов по труду и др. Специализация ведет к более эффективным путям выполнения каждой части общей задачи организации.

До внедрения специализации в бюрократические организации каждый ремесленник учился всему, что касалось его деятельности, и выполнял весь объем работы от начала и до конца. Ремесленное производство часто может быть плодотворным и иметь художественные достоинства, но в период промышленной революции оно стало тормозом механизации и развития масштабной экономики. По мере того как организации переходили от ремесленничества к разделению труда, жесткая иерархия бюрократии предусматривала все необходимое для преодоления ремесленных традиций, каждое новшество становилось частью действующих нормативов и процессов организации.

Единые нормы и правила. Бюрократия управляется с помощью единых зафиксированных норм и правил, которые устанавливаются руководством организации независимо от того, является ли она коммерческой или некоммерческой. Эти нормы предусматривают права и обязанности работников и руководителей. Самые основные нормативы относятся к вопросу об определении прав, полномочий и ответственности. В бюрократической организации руководитель отвечает за деятельность всех подчиненных и имеет право отдавать им распоряжения, которым они должны беспрекословно подчиняться. Основная обязанность работника заключается не в том, чтобы делать то, что правильно или необходимо сделать, а в том, чтобы точно следовать указаниям непосредственного руководителя. Установленные нормативы бюрократии гарантируют оплату труда работникам до тех пор, пока они заняты на работе, а нередко и получение пенсии за выслугу лет. Фиксированные права и обязанности устанавливают определенные рамки процессов управления и в известной мере ограничивают возможное своеволие руководителя[8, с. 171-187].

Стандартизированность процедур, определяющих каждый вид работы. Единые нормы и процессы являются основой стандартизации действий, их последовательности и этапов. Они предварительно изучаются исполнителями, являются обязательными и предопределяют строгий порядок и подотчетность в организации.

Профессиональная карьера. Бюрократическая организация создает условия для профессионального роста работников, продвижения на более высокие уровни командной цепочки. Повышение в должности дает одновременно и власть, и полномочия, и более высокий статус в организации. Повышение достигается путем совершенствования навыков в какой-то области деятельности и способности выполнять предусмотренный объем работ. Профессиональная карьера основывается на своеобразном контракте между работником и организацией: работник посвящает свою деятельность организации в обмен на гарантированную работу, нередко пожизненную, стабильную или повышенную оплату труда, пенсию и возможность повышения по служебной лестнице.

До бюрократии фаворитизм и семейственность разрушали эффективность организации. Бюрократия придерживается политики повышения сотрудников по службе на основе их квалификационного роста. Это позволяет организации нанимать, обучать и удерживать на работе высококвалифицированных специалистов. Стремление работников к повышению в должности и гарантированность профессиональной карьеры были важным элементом успеха бюрократической системы при условии сильной мотивации к долгосрочной лояльности организации. Однако возможности большей части работников не могут быть реализованы в бюрократической системе, поскольку основной показатель успеха — это продвижение по иерархической лестнице; по мере движения вверх пирамида власти сужается, и только некоторые сотрудники могут занять вышестоящие должности.

Безличностные отношения. В бюрократической системе существуют взаимоотношения не человека с человеком, а роли с ролью. Организационная структура и должностные инструкции предписывают то, что ожидается от каждого индивидуума. Работник, исполняющий какие-то специфические обязанности, должен осуществлять их только рационально. Это, в сущности, говоря, породило определенный автоматизм и безличностные отношения, противостоящие личным симпатиям, фаворитизму, проявлению чувств и эмоций.

Координация осуществляется сверху вниз.В бюрократической системе работники не приучаются к координированию работ на своем уровне. Руководитель делит весь объем работы между определенными исполнителями таким образом, чтобы в результате получить выход продукции, за которую он отвечает. Затем руководитель более высокого ранга осуществляет координацию работ между подразделениями, которым нет необходимости контактировать друг с другом в оперативном порядке. Связь осуществляется только с вышестоящим руководителем. Работники должны оставаться в рамках, определенных их должностной инструкцией и стандартными методами. Каждый сотрудник должен подчиняться только одному руководителю. Если это правило нарушается, руководитель теряет авторитет. Координирование работы сверху успешно работало в ранний период промышленной революции, когда возникла необходимость включить в производство огромное количество работников, не имеющих технической квалификации. В настоящее время строго бюрократические системы ока­зались малоэффективными или вовсе недееспособными.

В табл. 1 в систематизированном виде показаны коренные изменения в организационных системах, характеризующие как причины неэффективности бюрократических организаций в современных условиях, так и основные черты организаций, приходящих им на смену[8, с. 171-187].

Современное производство и его инфраструктура не нуждаются в бюрократических организациях. Нарастает потребность в мобильных и интеллектуальных организациях, деятельность которых соответствует революционным изменениям в самом характере работ, происшедшим за последние десятилетия (рис. 1). Рассмотрим более детально каждое из указанных направлений.

Таблица 1 Коренные изменения в организационных система

Сущность бюрократической организации

Причины эффективности бюрократии в прошлом

Почему бюрократия оказалась несостоятельной

Что приходит на смену бюрократии

Иерархическая цепочка команд

Бюрократия привнесла порядок в организацию

Руководители ввели порядок своего доминирования над

подчиненными

Бюрократия не может управлять

в сложных ситуациях

Доминирование одной формы —

не лучший способ совершенствования организации

Мировоззрения и ценности

Рабочие группы (самоуправляющиеся)

Горизонтальная координация

Неформальные системы

Наличие выбора

Независимый внутренний потребитель

Специализация

Организация на

основе должностных обязанностей

Бюрократия добилась эффективности, введя систему

разделения труда

Сосредоточение

Интеллектуального

потенциала в центре организации

Бюрократия не

поддерживает

интенсивных

междолжностных

связей и постоянной координации на одном уровне

Многопрофильность специалистов и интрапредприни-

мательство

Организация в рыночно-посреднической системе

Единые правила

для всех

Бюрократия создала ощущение справедливости

Установила четкую

власть руководите-

лей

Сохраняется необходимость в правилах, ноони должны

быть другими

Гарантированные права

Институты свободы и коллективности

Стандартные

процедуры

Бюрократия обеспечила жесткую организационную память

Проявила способность использовать

неквалифицирован-

ный труд

Преодолела устаревшие методы

работы

Бюрократия

медленно реагирует на перемены

Не согласуется

с возникающими сложностями

Не поощряет

взаимосвязи

Самоуправление

Давление рынка и морали общества

Карьера работников, их продвижение по

служебной

лестнице

Бюрократия культивировала лояльность организации

Создала преемственность управленцев и профессионалов

Уменьшение числа руководящих должностей и повышение

спроса на них в

среде образованных рабочих

Ограниченные

возможности

повышения в

должности

Карьера на основе

Профессионального роста

Расширение условий большей результативности

Повышение оплаты труда с ростом квалификации

Межличностные

взаимоотношения

Бюрократия уменьшила преобладание

семейственности

Помогла лидерам

ввести жесткую

дисциплину и принятие жестких решений

Информационноемкая работа

требует расширения взаимоотношений работников

Широкие взаимоотношения работников

Наличие выбора. Большая ориен-тированность на результаты

Координаций

сверху

Бюрократия ввела

регулирование не-

квалифицирован-

ной рабочей силы

Организовала

жесткое управление в отраслях с

однообразной работой и текучестью кадров

Образованные

работники

готовы к

самоуправлению

Самоуправляемые команды

Горизонтальные

связи и сотрудничество

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту