рефераты по менеджменту

Контроль и управление качеством

Страница
5

Первостепенное значение имеет выполнение следующих четырех задач, стоящих перед комплексной системой управления качеством.

Первая и наиболее важная задача заключается в обеспече­нии фактического функционирования системы качества с точки зрения улучшения качества продукции на предприятии и опре­деления методов, обеспечивающих принятие решений в области качества. Выполнение этой задачи является постоянным рабо­чим процессом, который начинается с определения требований потребителя и заканчивается производством изделия или услуги, отвечающих полностью этим требованиям, а также на­блюдением за эксплуатацией, использованием продукции.

При таком процессе решающим условием успеха является не только качество работы каждого сотрудника, оборудования и всех производственных участков, но и их объединенный труд с точки зрения слаженности и результативности.

Второй задачей является обеспечение основы для подготовки всесторонне продуманной информации, определяющей ос­новные и перспективные виды работ в рамках взаимодействия, которое будет осуществляться на предприятии и позволит руководителю, инженеру и аналитику определить не только качество работы каждого участвующего в производстве продук­ции, но и его влияние на всю деятельность предприятия.

Каждый участвующий в процессе производства должен ясно представлять себе поставленную перед ним задачу, свою роль и место во взаимодействии не только со своим станком, машиной, но и с предшествующей и последующей операцией, входными и выходными данными. При таком подходе качество становится неотъемлемой частью производственной деятельно­сти каждого работающего на предприятии.

Третьей задачей системы является создание основы для практического управления более широкой деятельностью в области качества, позволяющей руководству и работникам предприятия сконцентрировать свои усилия на полном удовлетворении требований потребителей в продукции высокого качества. Системы управления качеством представляют в распоряжение фирм методы управления, позволяющие проявлять гибкость при решении неожиданно возникающих проблем, извлекать экономическую выгоду из максимального использования имею­щихся ресурсов, оценивать качество продукции и реагировать на получаемую информацию о фактически достигнутых резуль­татах.

Четвертой задачей комплексной системы является обеспечение основы для систематического улучшения качества про­дукции на предприятии. Комплексная система обеспечивает осуществление только таких изменений качества, которые оказывают положительное воздействие на его улучшение, повышают эффективность производства.

Значение комплексной системы управления качеством

Современная комплексная система управления качеством по своей значимости, поставленным задачам, методам внедре­ния, фактическому функционированию, результативности и управлению на постоянной основе существенно отличается от системы качества, функционировавшей еще в недавнем прош­лом на некоторых предприятиях. Такая система фактически представляла собой нечто вроде общего заявления о политике в области качества, функционировала на базе поверхностно разработанных инструкций по проведению осмотров и испыта­ний и применяла методики, совершенно не взаимоувязанные с нуждами производства, которые служили только доказатель­ством существования программы качества для потребителя. Имеющаяся в наличии документация зачастую не использова­лась в мероприятиях фирмы, направленных на улучшение ка­чества продукции, рекомендации специалистов не отличались масштабностью и глубиной и носили весьма ограниченный ха­рактер.

В настоящее время успехи, достигнутые фирмами в улуч­шении качества выпускаемой продукции и существенном со­кращении расходов на качество, зависят полностью от функ­ционирующей системы управления качеством. Практический опыт показывает, что производство изделий или услуги, пока­затели которых не отвечают требованиям качества, всегда яв­ляется результатом слабо разработанной системы.

Сегодняшний заказчик в лице промышленного концерна или правительственной организации, знакомясь с предложениями фирмы, тщательно проверяет не только качество про­дукции, но и систему управления качеством на предмет ее основательности, масштабности и эффективности. Фирмы-потре­бители в основном через свои потребительские группы и орга­низации, а также отдельные покупатели начинают также оце­нивать качество продукции именно с этих позиций.

Организация системы управления качеством

На начальном этапе организации системы следует однозначно понять, что любая деятельность, включая управление качеством, представляет собой прежде всего взаимодействие по схеме «человек—машина—информация».

Система представляет собой модель деятельности по схеме «человек—машина—информация», направляю­щей усилия людей, механизмов и информационного процесса на достижение общей конкретно поставлен­ной задачи.

Многие фирмы независимо от степени информационного обеспечения всегда руководствовались в своей деятельности общей моделью качества, выполнявшей функции системы уп­равления качеством. В прошлом создание систем носило слу­чайный характер, контроль качества проводился нерегулярно, соответствующее оборудование устанавливалось редко, рабо­чие задания не увязывались со всей производственной деятель­ностью, обработка информации не всегда носила законченный характер, принципы планирования и управления всей системой вообще не разрабатывались, а расходы на качество не кон­тролировались непосредственно руководством.

Подсистемы комплексной системы управления качеством

Системное планирование в фирме включает подготовку документации по различным подсистемам, составляющим комплексную систему. Мероприятия, проводимые в рамках систем, могут изменяться. Однако отдельные подсистемы обяза­тельно входят в системы управления качеством. Ниже пред­ставлены подсистемы.

1. Оценка качества опытного образца

Анализ проекта изделия и процесса производства, предусматривающего изготовление этого изделия, отвечающего тре­бованиям потребителя, производится с помощью специальных методик, разработанных для этой цели. Отдел инженерного проектирования анализирует свои проекты с учетом предложений, подготовленных другими подразделениями фирмы. Такой же анализ процесса производства требуется и от производственного отдела.

Оценка изделия проводится, когда это возможно, в реаль­ных условиях эксплуатации.

Процесс оценки опытного образца сопровождается решением таких важных задач, как определение основных показа­телей качества и их классификация, анализ документации, выявление и устранение производственных недостатков, решение проблем каче­ства до начала производства, а также приведение проекта или процесса в должное соответствие с требованиями нормативной документации

2. Планирование качества продукции и производственного процесса

Планы, обеспечивающие оценку, достижение и контроль запланированного качества изделия, разрабатываются до начала его изготовления на стадии проектирования производст­венного процесса и изделия. Это требует проведения анализа требований, предъявляемых к качеству изделия, с целью опре­деления показателей качества, подлежащих измерению, мето­дов измерения, степени точности измерения, этапа технологи­ческого процесса, во время которого необходимо проводить из­мерения, границ измерения и назначения ответственных за выполнение этих операций.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту