Понятие конкуренции неоднозначно, его невозможно охватить одним определением. Мы можем понимать конкуренцию как способ хозяйствования, либо как некий капитал, который соперничает с другим капиталом. Можно понимать и как соревнование между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товара. Наряду с такой трактовкой понятия конкуренции существует еще одно, которое трактует конкуренцию как механизм автоматического регулирования объемов производства.
Конкуренция – это наиболее дешевый и эффективный способ экономического контроля. Такой контроль вынуждает производителя постоянно улучшать качество товаров, снижать уровень издержек и цен.
Как мы выяснили по ходу работы, конкуренция за счет товаров среди аптечных сетей невозможна, так как все аптеки продают медикаменты одних и тех же заводов по одним и тем же ценам, поэтому в данной отрасли конкурировать можно лишь за счет оказания качественных услуг. Такой услугой может быть и грамотная консультация специалиста, создание условий внутри аптеки, располагающих для общения и приобретения товаров, индивидуальный подход к каждому покупателю, заказ медикаментов по индивидуальной просьбе покупателя. Все это залог эффективного взаимодействия аптеки с потребителями. Сеть аптек «Ромашка» имеет такой потенциал и активно использует его в своей работе. Как было выявлено в результате SWOT - анализа таким явным преимуществом сети являются высококвалифицированные сотрудники и большое количество аптек, расположенных в разных районах города, именно поэтому сеть остается в числе лидеров новосибирского фармацевтического рынка.
Конкурентная борьба между аптечными сетями идет и за сотрудников, так как данная категория специалистов является довольно специфической и требует не только тщательного подхода в выборе будущих сотрудников, но и создания комфортных условий труда, для того чтобы привлечь внимание самых лучших специалистов. Сеть аптек «Ромашка», по нашим наблюдениям, пользуется уважением среди специалистов, даже невзирая на то, что на сегодняшний день в компании не все гладко. На наш взгляд, создание дружественной атмосферы, лояльное отношение сотрудников друг к другу, и к руководителям сети - залог успеха.
Если говорить о конкуренции среди новосибирских аптечных сетей в целом, мы можем сказать, что с началом экономического кризиса в стране и с учетом изменений в законодательстве относительно ценообразования, конкурентная борьба сильно снизилась. Все компании озабочены в основном внутренними проблемами, и вкладывать силы и средства, которых и так не хватает, в борьбу с конкурентами им не предоставляется возможным. Да и изменения в окружающей среде поспособствовали тому, что многие участники покинули рынок. Несмотря на то, что поддерживать положительный маркетинг, необходимо в любой ситуации, для того чтобы в период экономического роста не пришлось начинать все сначала, аптеки предпочитают экономить именно на этой статье расходов.
В самом начале своей работы мы поставили задачи изучить и проанализировать способы конкурентной борьбы в данной отрасли, оценить их эффективность, определить конкурентоспособность сети аптек «Ромашка» на фармацевтическом рынке города Новосибирска. На наш взгляд задачи были достигнуты. В данной работе для анализа конкурентоспособности сети аптек «Ромашка» был использован SWOT – анализ, PEST- анализ, анализ производственных факторов. Мы пришли к выводу, что данное предприятие вполне конкурентоспособно, а при корректировке тех недостатков, которые были выявлены нами в процессе исследования, может значительно улучшить свои конкурентные позиции на рынке.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Определение сильных и слабых сторон предприятия
Таблица А.1 – Параметры оценки предприятия
Параметры оценки |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1.Организация |
Уровень квалификации руководителей |
Рядовые сотрудники не Заинтересованы в развитии компании |
2.Производство |
Высокое качество товаров и услуг |
Износ оборудования очень велик |
3. и т.д. |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Определение возможностей и угроз
Таблица Б.1 – Определение рыночных возможностей и угроз
Параметры оценки |
Возможности |
угрозы |
1. Конкуренция |
Повысились барьеры входа на рынок |
На рынке появится крупный конкурент |
2. Сбыт |
Открылась новая сеть, формирующая поставщиков |
Крупный покупатель выбирает поставщиков по конкурсу |
3. И т.д. |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Сопоставление возможностей предприятия с требованиями рынка
Возможности 1. 2. |
Угрозы 1. 2. | |
Сильные стороны 1. 2. |
Поле «СиВ» |
Поле «СиУ» |
Слабые стороны 1. 2. |
Поле «СЛВ» |
Поле «СЛУ» |
Рисунок В.1 – Матрица SWOT
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Оценка возможностей предприятия
Таблица Г.1 – Матрица возможностей
Вероятность использования возможностей |
Влияние возможностей на предприятие | ||
сильное |
Умеренное |
слабое | |
высокая |
Поле «ВС» |
Поле «ВУ» |
Поле «ВМ» |
средняя |
Поле «СС» |
Поле «СУ» |
Поле «СМ» |
низкая |
Поле «НС» |
Поле «НУ» |
Поле НМ» |
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Оценка вероятных угроз
Таблица Д.1 – Матрица оценки угроз
Вероятность реализации угроз |
Влияние возможностей на предприятие | |||
разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
«Легкие ушибы» | |
Высокая |
Поле «РВ» |
Поле «КВ» |
Поле «ТВ» |
Поле «ЛВ» |
Средняя |
Поле «РС» |
Поле «КС» |
Поле «ТС» |
Поле «ЛС» |
Низкая |
Поле «РН» |
Поле «КН» |
Поле ТН» |
Поле «ЛН» |