Методика данного анализа является очень эффективной, доступной и недорогой в использовании.
SWOT - анализ позволяет систематизировать имеющуюся информацию и увидеть ясную картину происходящего, благодаря чему можно принять грамотное управленческое решение.
SWOT - анализ является промежуточным этапом между определением миссии предприятия и выявлением целей и задач. Последовательность его ведения следующая:
1) Определяется направление развития компании;
2) Оцениваются силы предприятия и ситуация на рынке;
3) Ставятся цели с учетом реальных возможностей предприятия;
SWOT- анализ отвечает на следующие вопросы:
1) Задействует ли компания внутренние силы в своей стратегии?
2) Если у компании нет преимуществ, то какие сильные стороны могли бы ими стать?
3) На что влияют слабые стороны компании? Просто не дают использовать какие-то положительные обстоятельства или же являются уязвимыми местами?
4) Какие угрозы наиболее опасны для предприятия, для чего требуется стратегическая защита?
Правильные и своевременные стратегические решения очень важны для предприятия, потому что они влияют на конкурентоспособность товара и компании.
Проведение SWOT - анализа сводится к заполнению «матрицы SWOT-анализа». В ячейки этой матрицы заносятся сильные стороны и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы.
Один и тот же фактор для различных компаний может стать как угрозой, так и возможностью.
SWOT - анализ нужно проводить с учетом мнения всех важнейших работников предприятия, потому что анализ должен быть обширным и должен помочь определить даже те слабые стороны, которые могут проявиться в последствии, когда конкуренты начнут воздействовать на них.
При проведении SWOT-анализа, а особенно анализа возможностей и угроз, должны использоваться методики изучения общественного мнения. Компетентность компании в какой-либо проблеме может стать реальным шансом для победы в конкурентной борьбе. Исследование общественного мнения может быть хорошим подспорьем в проверке правильности выводов относительно слабых и сильных сторон.
Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон предприятия.
Оценка собственных сил компании позволяет определить сильные стороны и недостатки предприятия. Для этого нужно:
1) определить параметры, по которым будет оцениваться предприятие;
2) по каждому из параметров выявить сильную и слабую сторону;
3) из всего перечня выявить самые значимые сильные и слабые стороны компании внести их в матрицу SWOT-анализа;
Параметры для оценки могут быть следующие:
1) Параметр «организация» может включать уровень квалификации сотрудников, наличие взаимодействия между отделами предприятия;
2) Параметр «производство» содержит оценку производственных мощностей, качества производимого товара, систему снабжения и сбыта, себестоимости продукции и т.д.;
3) В параметре «финансы» обычно оцениваются издержки производства, оборот капитала, финансовая устойчивость предприятия, прибыльность и т.д.;
4) Параметр «инновации» оценивает частоту внедрения новых товаров, степень их новизны, окупаемость средств, вложенных в новые технологии.
5) «Маркетинг» может оценивать качество товаров и услуг, полноту ассортимента, квалификацию сотрудников.
После определения основных параметров для оценки предприятия заполняется таблица следующего образца (см. приложение А)
После того, как таблица сильных и слабых сторон составлена, из все имеющихся параметров нужно выбрать наиболее значимые и занести их в соответствующие ячейки матрицы SWOT - анализа.
Для стратегического развития наиболее важными являются сильные стороны, так как на них строится стратегия предприятия, ориентированных на получение конкурентных преимуществ, однако, если стратегия сможет регулировать и влияние слабых сторон, то будет очень хорошо.
Шаг 2. Определение возможностей и угроз.
Вторым, важным шагом SWOT-анализа является оценка рынка. Этот этап дает возможность увидеть ситуацию вне предприятия и понять, какие у компании есть возможности и какие угрозы.
Определяют возможности и угрозы по тому же принципу, что и сильные - слабые стороны предприятия.
1) Определяются параметры, для оценки рыночной ситуации.
2) Каждый параметр анализируется на наличие возможностей и угроз.
3) Выбираются самые важные и вносятся в матрицу SWOT-анализа.
Основными параметрами при оценке возможностей и угроз могут быть:
1) факторы спроса - включает в себя емкость рынка, темпы его развития, спрос на товары предприятия;
2) факторы конкуренции – в этом параметре необходимо установить количество основных конкурентов, наличие товаров-заменителей, высоту входных - выходных барьеров и т.д.;
3) факторы сбыта - необходимо установить количество посредников, условия поставок необходимых материалов;
4) экономические факторы – в этом факторе принимается во внимание курс рубля , уровень доходов потребителей, налоги и сборы;
5) правовые и политические факторы - учитывается уровень стабильности в стране, юридическая грамотность населения;
6) научно-технические факторы - следует учитывать уровень развития науки, государственной поддержки инноваций и т.д.;
7) социально демографические факторы - рассматривается численность населения, уровень занятости населения в регионе, где функционирует предприятие;
8) социально - культурные факторы - учитывается традиции, система ценностей общества, потребительская культура;
9) природные, экологические факторы - рассматривается климатическая зона, в которой функционирует предприятие;
10) международные факторы- стабильность в мире.
После чего заполняется таблица определения рыночных возможностей и угроз. В первом столбике отражаются параметры оценки, во втором и третьем - возможности и угрозы, связанные с данным параметром.
Приведем пример составления данной таблицы (см. приложение Б).
Из данной таблицы мы выбираем наиболее важные для предприятия возможности и угрозы. Оценивается важность параметров исходя из определения вероятности того, что это случиться и как сильно произошедшие изменения могут повлиять на деятельность предприятия.
Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами.
Если правильно провести сопоставление сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами, то можно решить ряд важных вопросов.
Например, такие:
1) Как можно использовать появившиеся возможности, исходя из сильных сторон предприятия?
2) Какие слабые стороны могут помешать в реализации стратегии?
3) Какими сильными сторонами можно нейтрализовать имеющиеся угрозы?
4) Какие угрозы, с учетом слабых сторон, наиболее опасны для предприятия?
Для сопоставления возможностей предприятия с требованиями рынка используется матрица SWOT.
Слева выделяются разделы для слабых и сильных сторон предприятия, в верхней части выделяются разделы для возможностей и угроз предприятия.
На пересечении этих разделов образуется четыре поля: