Наблюдение за кандидатами в процессе коллективного создания песочных картин дает богатую диагностическую информацию о стиле взаимодействия между ними и позволяет сделать прогноз относительно жизнеспособности команды. Совместное рисование также является информативным источником, но уступает по точности прогнозирования методу песочной терапии.
Метод песочной терапии широко используется в психологическом консультировании детей, подростков и взрослых. Для анализа совместимости кандидатов в члены команды и прогноза ее жизнеспособности используются только среда и диагностический инструментарий метода песочной терапии.
Наблюдение за совместной игрой
Наблюдая за совместной игрой в песочнице, психолог собирает информацию по трем показателям:
· характер взаимодействия участников игры между собой;
· распределение ролей в группе;
· стиль поведения каждого участника игры;
· ценности, объединяющие участников игры.
Эти показатели входят в понятие "стиль ситуативной коммуникации" (ССК). Стиль ситуативной коммуникации отражает многообразие взаимодействий между кандидатами в члены команды в процессе создания песочной композиции или иной совместной деятельности, а также ее обсуждения.
Характер взаимодействия участников игры между собой
Участники игры могут сотрудничать между собой. Они могут предварительно договориться о том, кто какую территорию занимают, что они строят. Таким образом, каждый имеет свою территорию в песочнице, но общая картина создается авторами коллегиально и бесконфликтно. Этот характер взаимодействия обозначается как сотрудничество.
Участники группы могут строить картину, объединенную общей идеей. Территории членов группы не выделены, размыты; все подчинено единой идее, царит полное взаимопонимание. В этом случае можно наблюдать ассимиляцию.
Иногда в песочнице появляются несколько автономных стран, которые не мешают друг другу (все или кто-то из участников игры строят обособленно друг от друга). Иногда между ними есть средства коммуникации (дороги, мосты, проходы), но случается, что они вообще отсутствуют. Бывает, что два члена группы находятся между собой в конфронтации, а другой (или двое других) спокойно строят свои миры. Иногда кто-то создает свою "параллельную страну", тогда как другие участники строительства демонстрируют сотрудничество. В данном случае можно фиксировать "параллельную игру".
Но нередко скрытый конфликт переходит в песочнице в явную форму. И тогда можно говорить о конфронтации между участниками игры или отдельными ее членами. Если в группе находятся два или более лидера, может наблюдаться открытое противостояние и даже разразиться конфликт. При этом группа может спонтанно разделиться на подгруппы. В данном случае фиксируется конфронтация.
"Борьба за территорию" может проходить как драматично, так и мирно. Например, один участник игры расставляет свои фигурки по всей территории песочницы, говоря о том, что он улучшает этот мир. Но тем самым он фактически "контролирует территорию".
Спонтанное распределение ролей
Наблюдая за игрой в песочнице, можно определить распределение ролей в группе.
Обычно сразу проявляются лидеры, которые начинают предлагать, диктовать, нормировать и прочее. Таким образом, проясняется не только лидер, но и его направленность, созидательная или разрушительная, а также стиль руководства: демократичный или авторитарный.
Наблюдая за спонтанным распределением ролей, специалист выявляет также и связи между членами группы. Набирается материал для социометрии.
В группе человек может проявить себя с неожиданной стороны. Этот показатель будет информативен только в том случае, если психолог имеет возможность индивидуального общения с кандидатом.
Для того чтобы действовать продуктивно, члены команды должны уметь следующее:
· организовывать и координировать все работы в команде;
· планировать свою деятельность и осуществлять контроль за исполнением заданий;
· осуществлять ситуационный анализ.
Организация и координация работы
Первое условиепродуктивной деятельности команды — организация и координация работы.
Для реализации данного условия необходимо:
· организовать работу по выполнению командой задания;
· координировать работу членов команды;
· обеспечивать взаимодействие с другими командами, службами или внешними партнерами.
Организация работы в команде включает:
· Мотивацию деятельности всех ее членов;
· Рациональную расстановку и распределение работ между членами команды;
· Обеспечение условий, средств, материалов и ресурсов, необходимых для текущей работы команды.
В данном случае особую значимость приобретает деятельность руководителя (лидера) команды. Распределение работ и обеспечение необходимых условий являются обязательными действиями руководителя, но не ключевыми.
Основным содержанием работы руководителя команды является повседневное решение следующих управленческих задач:
· установление и поддержание доброжелательной спокойной рабочей атмосферы в команде;
· получение достаточных подтверждений того, что члены команды правильно поняли задание и прониклись необходимой ответственностью его качественного выполнения в срок;
· формирование стремления к самостоятельной работе в среде доброжелательного взаимодействия с другими и без постоянного обращения к руководителю по вопросам, которые могут быть решены самостоятельно;
· организация профессионального роста членов команды;
· формирование повышенной активности и ответственности при возникновении непредвиденных обстоятельств, грозящих срывом работ.
Хороший руководитель— это тот руководитель, при котором команда работает в нормальных условиях самостоятельно и ответственно. Главная задача руководителя— поиск, организация и обеспечение возможностей нормального функционирования и развития команды в перспективе.
Результативная работа "на опережение" и предупреждающая нейтрализация возникающих помех — вот основное назначение и критерий ценности любого руководителя. В противном случае он становится обычным администратором, вязнет в "текучке" ежедневных забот и обрекает на провал подготовку и реализацию стратегических целей развития команды и организации в целом.
Организация взаимодействия между командами или внешними партнерами
Основные проблемы по организации взаимодействия между командами возникают в ситуациях, когда они находятся на одном уровне управления в организационной структуре и подчинены разным руководителям или непосредственно руководителю всей организации.
При отсутствии доброжелательных отношений между руководителями различных команд взаимодействие между ними может стать постоянным источником конфликтов и привести к срывам в работе организации в целом. Конфликтные ситуации могут возникать и между доброжелательными друг к другу руководителями вследствие несовпадений точек зрения, разной трактовки общей задачи, избыточной принципиальности и стрессовых условий складывающейся обстановки.