Введение
Государственная гражданская служба Российской Федерации представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий государственных органов Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Государственный гражданский служащий Российской Федерации - гражданин Российской Федерации, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы Российской Федерации и получающий денежное содержание за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданский служащий может получать денежное содержание также за счет средств федерального бюджета. Правовое положение (статус) гражданского служащего устанавливается Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Должности гражданской службы подразделяются на категории (руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты) и группы (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие).
С целью определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности в органе исполнительной власти Чувашской Республики (далее - орган исполнительной власти) проводится аттестация гражданского служащего. Аттестация гражданского служащего производится в соответствии со статьей 48 Федерального закона и Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации".
Цель работы – рассмотреть основные качества, которыми должен обладать гражданский служащий.
Задачи работы:
1) представить оценка профессиональных и личностных качеств гражданских служащих;
2) рассмотреть содержание разделов должностного регламента гражданского служащего;
3) изучить кадровую политику.
Оценка профессиональных и личностных качеств гражданских служащих
Критериями, характеризующими качества аттестуемых гражданских служащих, является, как уже было отмечено, система показателей, которые укрупнено можно классифицировать по характеру и способу их выражения на следующие группы профессиональные (профессионально-деловые) и личностные (морально-нравственные).
Первая группа качеств определяется такими показателями, как образование, стаж работы (по специальности и гражданской службе), ученая степень, обучение на курсах (или другие формы) усовершенствования знаний в области деятельности и в смежных областях (экономика, менеджмент, психология, право и др.), научные труды и т.п.
Ко второй группе можно отнести, например, ответственность, работоспособность, умение организовать и планировать свой труд, самостоятельность, творческая активность, способность прогрессивно мыслить и осваивать новые современные методы, быстрота реакции и т.д.
Показатели второй группы также следует подразделять по значимости в зависимости от категории должностей гражданских служащих и с учетом предъявляемых к ним требований.
При аттестации гражданских служащих учитываются также дополнительные условия и факторы, связанные с выполнением обязанностей временно отсутствующих работников, совмещением должностей, выполнением особо важной и срочной работы (правительственных заданий, поручений руководства государственного органа и т.д.).
Процедура исследования и оценки квалификации гражданского служащего, его деловых и личностных качеств осуществляется с использованием различных аналитических методов в рациональном их сочетании. К основным из таких методов можно отнести:
а) сравнительно-логический анализ.
Метод сравнительной оценки предполагает проведение ранжирования по очередности руководителей и специалистов. При этом методе оценивающий упорядочивает аттестуемых работников от "сильного" к "слабому" по определенным критериям: своевременность выполнения заданий, качество работы, самостоятельность, инициатива, творчество и т.д. рекомендуется оценивать сначала от "сильных" к "слабым", потом в обратную сторону. В результате "сильных" работников следует продвигать, "средних" - поощрять, "слабым" - помогать улучшить работу;
б) экспертная оценка и самооценка.
Оценка качеств гражданских служащих по каждому из показателей, приведенных в приложениях 4 и 5, может проводиться с помощью экспертов по пятибалльной системе. Высший бал ("5") ставится, если то или иное качество проявляется всегда, "4" - почти всегда, "3" - проявляется и не проявляется в равной мере, "2" - проявляется редко, "1" - не проявляется совсем.
Для каждой категории и группы гражданских служащих рассчитываются нормативные показатели, учитывающие относительную важность каждого из качеств.
Среди экспертов должно быть не менее двух работников из числа руководителей гражданского служащего, двух работников одного ранга с аттестуемым и двух представителей более низкого ранга (применительно к аттестуемому руководителя желательно подчиненных). Экспертиза осуществляется анонимно.
По результатом проведенной экспертами оценки заполняются таблицы средних экспертных оценок.
После оценки каждого качества вычисляется средняя оценка по группе качеств.
В итоге определяется общая средняя оценка качеств.
При экспертном методе оценки аттестуемых гражданских служащих очень важно подобрать конкретный соответствующий перечень показателей качеств, сформировать квалифицированный и объективный состав экспертов, провести тщательный анализ результатов экспертизы.
Наряду с оценкой, проводимой экспертами, допускается самооценка своих качеств аттестуемым;
в) социологическое исследование.
Социологическое исследование построено на опросах и интервьюировании с учетом специфики деятельности различных органов исполнительной власти. Для проведения анкетирования разрабатываются специальные вопросы к аттестуемым, основанные на характере деятельности того или иного органа исполнительной власти.
В результате оценки качеств гражданских служащих на основе анкетирования и экспертизы соответствующих показателей выявляются негативные и положительные стороны их деятельности, которые служат основными критериями для проведения аттестации.
Раздел "Общие положения" содержит следующие общие сведения организационного характера:
Наименование должности, отдела, структурного подразделения в соответствии со штатным расписанием Роснауки и место должности в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы с учетом категории и группы.