Введение
В условиях перехода к системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны, существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования результатов. Понятие "заработная плата" наполнилась новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах(независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за неотработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.п.).
Переход к рыночным отношениям вызвал новые источники получения денежных доходов в виде сумм, начисленных к выплате по акциям и вкладам членам трудового коллектива в имущество предприятия (дивиденды, проценты).
Таким образом, трудовые доходы каждого работника определяются по личным вкладам, с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными налогами не ограничиваются. Минимальный размер оплаты труда работников предприятий всех организационно-правовых форм собственности устанавливается законодательством.
Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии.
В новых условиях хозяйствования важнейшими его задачами являются: в установленные сроки производить расчеты с персоналом предприятия по оплате труда (начисление зарплаты и прочих выплат, сумм к удержанию и выдаче на руки), своевременно и правильно относить в себестоимость продукции (работ, услуг) суммы начисленной заработной платы и отчислений органам социального страхования, собирать и группировать показатели по труду и заработной плате для целей оперативного руководства и составления необходимой отчетности, а также расчетов с органами социального страхования, Пенсионным фондом и фондом занятости.
Учет труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль за количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера.
В данной дипломной работе были использованы данные документооборота по учету заработной платы на примере бюджетного учреждения ГУ «Копыльское ТМО» («Копыльское территориальное медицинское объединение»).
ГУ «Копыльское ТМО» включает в себя: Копыльскую ЦРБ, Старицкую УБ, Семежевскую УБ, Тимковичскую УБ, Бобовнянскую больницу сестринского ухода, Бобовнянскую амбулаторию врача общей практики, Грозовскую амбулаторию, Песочанскую амбулаторию, фельдшерско- акушерские пункты, централизованную бухгалтерию.
Централизованная бухгалтерия состоит из работников, занимающих следующее должности: главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер, первой категории, бухгалтер второй категории, бухгалтер с выполнением кассовых операций, заместитель главного бухгалтера по экономическим вопросам, экономист первой категории, экономист.
С помощью работников централизованной бухгалтерии я провела исследование организации и методики учета и анализа труда и заработной платы бюджетного учреждения ГУ «Копыльское ТМО» г. Копыля. В данной работе нам даны плановые и фактические показатели, как среднесписочная численность работников, категории работников, календарный фонд времени, фонд заработной платы и другие. На основании этих данных и был произведен анализ труда и заработной платы.
Экономический анализ - глубокое исследование экономических явлений на предприятии, то есть выявление причин отклонения от плана и недостатков в работе, вскрытие резервов, их изучение, содействие комплексному осуществлению экономической работы и управлению производством, активное воздействие на ход производства, повышение его эффективности и улучшение качества работы.
Основные задачи анализа труда и заработной платы сводятся к изучению и оценке соблюдения учреждением лимита численности работников, нормативов и выполнения плана по другим трудовым показателям, выявлению факторов и конкретных причин отклонений фактических показателей от установленных нормативов. Важной задачей анализа является также оценка состава работающих, эффективности труда и его оплаты.
Значение анализа труда и заработной платы определяется тем, что кроме постоянного роста численности работающих в бюджетных учреждениях , остро стоит вопрос о повышении их квалификации , повышении уровня заработной платы всех категорий работающих ,о значительных затратах на подготовку кадров.
Сущность заработной платы в бюджетной сфере, задачи ее учета и анализа
Работнику важно не только то, какую заработную плату в денежном выражении он получит, но какое количество товаров и услуг он сможет на неё приобрести .
Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная-это заработная плата в денежном выражении , а реальная –это то количество товаров и услуг , которое может приобрести работник за свою номинальную заработную плату после уплаты налогов и других отчислений . Реальная заработная плата –это покупательная способность номинальной заработной платы.
Заработная плата отражает один из обязательных признаков трудовых отношений - их возмездность.
В статье 57 Трудового кодекса Республики Беларусь заработная плата определена как совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время.
Оплата труда является наиболее узловой, спорной и болезненной проблемой распределительных отношений. От ее разрешения во многом зависят социальный мир в обществе и экономический рост.
Заработная плата является важнейшим личным доходам трудящегося населения и отличается от других видов доходов граждан своей правовой организацией, малого обложения.
Источником выплаты заработной платы в бюджетных учреждениях являются средства государственного бюджета и внебюджетные средства.
Для ГУ «Копыльское ТМО» в АСБ «Беларусбанк» открыто два счета: -
- бюджетный счет;
- внебюджетный счет (спецсчет)
перечисление бюджетных средств на текущие счета оформляется платежным поручением (приложение А).
В данном учреждении финансировании осуществляется по следующим разделам:
- Раздел 1701 включает:
§ 301 ЦРБ
§ 302 Сельские участковые больницы (Старицкая уч.б., Семежевская уч.б., Быстрицкая уч.б.)
§ 304 Амбулатории (Гузовская врачебная амбулатория, Песочанская врачебная амбулатория, Бобовнянская амбулатория врача общей практики.
§ 305 ФАПы
- Раздел 1706 включает:
§ 315 Бесплатное протезирование
§ 926 Централизованная бухгалтерия