Сторонники ISO 14000 считают важным достоинством стандарта его гибкость - организация сама ставит для себя цели в области охраны окружающей среды. Более того, с их точки зрения, следствием положений о "постоянном улучшении" и "предотвращении загрязнений" является то, что даже компания, уже соответствующая национальным стандартам, должна продолжать совершенствовать свою систему экологического менеджмента и сокращать загрязнения. Их оппоненты считают, что эта гибкость чрезмерна - предприятие-загрязнитель может, снижая свои выбросы на ничтожную величину, тем не менее, формально соответствовать требованиям стандарта. Иногда высказывается мнение, что ISO 14000 с его полным отсутствием количественных требований вообще не может считаться стандартом.
Предметом полемики является соотношение ISO 14000 с национальной нормативной базой. Некоторые консервативные политики в США полагают, что ISO с его системой добровольной сертификации должен стать единственным инструментом экологического регулирования и на национальном уровне, придя на смену "командным" методам регулирования. Так, глава Департамента охраны окружающей среды штата Пенсильвания заявил, что "компания, получившая сертификацию ISO 14000, не должна больше сталкиваться с регулирующими органами". Это заявление вызвало волну возмущения среди экологической общественности штата, и через некоторое время Департамент был вынужден выступить с официальным заявлением о том, что он рассматривает ISO 14000 как дополнение к существующим методам регулирования.
Еще одной темой для дискуссий является достаточность той степени открытости предприятия, которая требуется стандартом. Согласно ISO 14001, экологическая политика организации должна быть доступна общественности, а цели и задачи организации ставятся с учетом мнений "заинтересованных сторон". С другой стороны, отмечается, что экологическая политика, будучи единственным документом, доступным общественности, носит весьма общий характер. Высказываются также предложения предусмотреть в стандартах те или иные механизмы общественного участия в принятии экологически значимых решений. С этой целью, например, американские неправительственные организации ECOLOGIA и Green Seal принимают участие в разработке документа ISO 14031 ("Руководство по оценке экологических аспектов деятельности").
Глава 5. Организация системы экологического менеджмента на предприятии
Международные стандарты, распространяющиеся на экологический менеджмент, предназначены для обеспечения организаций элементами эффективной системы экологического менеджмента (СЭМ), которые могут объединяться с другими требованиями из области менеджмента с тем, чтобы содействовать организациям в деле достижения экологических и экономических целей. Эти стандарты, так же как и другие международные стандарты, не предназначены для использования в целях создания нетарифных барьеров в торговле либо увеличения или изменения обязательств организации, налагаемых на нее законом.
В основе настоящего международного стандарта лежит методология, известная как «цикл PDCA» (Plan-Do-Check-Act). Цикл PDCA можно кратко описать следующим образом:
· Планирование: разрабатываются цели и процессы необходимые для достижения результатов в соответствии с экологической политикой организации;
· Осуществление: данные процессы внедряются;
· Проверка: процессы контролируются и измеряются в сопоставлении с экологической политикой, целевыми и плановыми показателями, законодательными и прочими требованиями; о полученных результатах докладывается;
· Действие: предпринимаются действия по постоянному улучшению экологической эффективности системы экологического менеджмента.
Многие организации управляют своей работой, применяя систему процессов и их взаимодействий, что можно называть «процессным подходом». Стандарт ИСО 9001 стимулирует использование процессного подхода. Поскольку цикл PDCA применим ко всем процессам, это дает возможность считать эти две методики совместимыми.
1. Экологическая политика
Высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить, чтобы эта политика в рамках указанной области применения системы экологического менеджмента организации:
· соответствовала характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду от деятельности организации, ее продукции или услуг;
· включала обязательство вести постоянное улучшение и предотвращать загрязнения;
· включала обязательство соответствовать применимым законодательным и другим принятыми организацией требованиям, связанным с ее экологическими аспектами;
· предусматривала основу для установления целевых и плановых экологических показателей и иханализа;
· документально оформлялась, внедрялась, поддерживалась;
· доводилась до сведения всех работающих на организацию или от ее лица; была доступна общественности
2 Планирование
Организация должна разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы) для:
· идентификации экологических аспектов своей деятельности, продукции или услуг в рамках указанной области применения системы экологического менеджмента, которые она может контролировать и на которые она может влиять, с учетом планируемых или новых установлений, новых или видоизмененных видов деятельности, продукции или услуг;
· определения тех аспектов, которые оказывают или могут оказывать существенное(ые) воздействие(я) на окружающую среду (т.е. существенные экологические аспекты).
Организация должна документально оформлять и постоянно актуализировать эту информацию.
Организация должна гарантировать, что существенные экологические аспекты принимаются во внимание при разработке, внедрении и поддержании ее системы экологического менеджмента.
Организация должна разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы) для:
· идентификации применяемых к ее экологическим аспектам законодательных и других принятых организацией требований и получения доступа к ним;
· определения того, как эти требования применимы к ее экологическим аспектам.
Организация должна обеспечить, чтобы упомянутые выше применяемые законодательные и другие принятые ею требования учитывались при разработке, внедрении и поддержании ее системы экологического менеджмента.
Организация должна разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные целевые и плановые экологические показатели для соответствующих подразделений и уровней в рамках этой организации.
Такие целевые и плановые экологические показатели должны быть по мере практической возможности измеримыми и соответствовать экологической политике, в том числе, и в части обязательств по предотвращению загрязнения, соблюдению применимых законодательных и других принятых организацией требований и постоянного улучшения.