Проблема выбора оптимальной схемы стимулирования менеджеров состоит особенно остро в связи с расхождением целей номинального (акционеры) и фактического (менеджеры) руководства компании. Целью корпорации является максимизация стоимости принадлежащих акционерам акции. Однако уже признано, что менеджеры в своей деятельности далеко не всегда руководствуются интересами акционеров. Личные мотивы управляющих играют не последнюю роль в принятии решений как стратегического, так и оперативного характера.
Менеджеры могут иметь интересы не только не совпадающие с интересами собственников, но даже противоречащие им. Так, профессиональные менеджеры получают свои доходы (высокую заработную плату, премии, льготы по социальному обеспечению) из средств компании. Собственники компании получают свои дивиденды только после того, как будут сделаны все выплаты. Таким образом, чем больше средств будет уплачено собственникам в виде дивидендов, тем меньше их останется для оплаты окладов, премий и льгот.
Поэтому менеджеры, преследуя свои интересы, могут пойти на различные действия:
завышать собственные трудозатраты для обоснования высокой оплаты труда для себя;
заключать договора на сбыт продукции по ценам, при которых объем продаж, растет быстрее, чем чистый доход компании;
занижать объявленную прибыль, используя метод ускоренной амортизации основных фондов или метод ЛИФО для учета покупных ресурсов.
В отличие от менеджеров собственников компании интересует прирост прибыли не в расчете на затраченные средства, а вложенные собственные средства.
Для разрешения противоречий в интересах менеджеров и собственников возможно следующее:
увеличение в оплате менеджеров доли премии в виде участия в прибыли;
замена части оклада на акции компании;
премирование менеджеров в форме опционов на покупку акций управляемой ими компании.
Основные задачи, стоящие перед финансовым менеджером, определяются под влиянием целого ряда факторов: конкурентной среды, необходимости постоянного технологического совершенствования, потребности в капитальных вложениях, меняющегося налогового законодательства, мировой конъюнктуры, политической нестабильности, информационных тенденций, изменений процентных ставок и ситуации на фондовом рынке. Формируя соответствующую финансовую политику, финансовый менеджер должен разработать алгоритм достижения финансового успеха. Максимизация средств предприятия благодаря выбору способов финансирования, проведению соответствующей дивидендной политики и минимизации рисков при получении чистой прибыли - задачи текущей и перспективной деятельности в области управления финансами. В общем комплексе задач финансового менеджера можно выделить пять основных блоков:
1) финансовое планирование;
2) управление ресурсами;
3) управление структурой капитала;
4) инвестиционную деятельность;
5) контроль и анализ результатов.
Каждый из этих блоков представляет отдельный сегмент финансового управления, направленный на достижение общего результата, - тактических и стратегических целей развития предприятия. Финансовое планирование обеспечивает составление различных смет и бюджетов, определяет количество необходимых ресурсов. Управление финансовыми ресурсами определяет направление движения денежных потоков с момента формирования товарно-материальных запасов до завершения всех расчетов, а затем распределения и использования полученного финансового результата. Структура капитала во многом предопределяет внутренние и внешние источники финансирования как долгосрочные и краткосрочные, допустимые размеры процентной ставки, дебиторскую задолженность, скорость оборота денежных средств, непосредственно влияющие на ликвидность и финансовую результативность. Принятие инвестиционных решений предполагает хорошее знание финансовым менеджером фондового рынка, а также собственного имущества, определяющего размеры реальных инвестиций (капитальных вложений) в случае замены или создания новых основных фондов.
Контроль исполнения финансовых решений и анализ полученных результатов обеспечивают эффективное распределение средств между различными направлениями деятельности предприятия. Такая работа предполагает обработку финансовой информации и представление ее в виде финансовой отчетности. Практика управления финансами определяет набор функций финансового менеджера, исполнение которых является обязательным и не зависит от отраслевой принадлежности и размеров предприятия.
Финансовый менеджер должен обеспечить:
В области планирования:
долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование;
составление бюджетов торговых и финансовых операций, а также капитальных затрат;
ценовую политику и прогнозирование объемов продаж;
оценку эффективности затрат;
оценку приобретаемого и реализуемого имущества;
анализ экономических показателей и факторов изменения объемов производства и продаж.
В области учета и контроля:
определение политики бухгалтерского учета;
систему и порядок учета;
учет издержек производства и обращения;
подготовку бухгалтерской отчетности, включая государственную отчетность;
внутреннюю ревизию (аудит);
подготовку информации для руководства о результатах деятельности;
сравнение фактических результатов с плановыми и нормативными показателями.
В области управления фондами:
проведение банковских операций;
получение, хранение и выплату наличных денег;
проведение операций с ценными бумагами;
кредитование и взыскание денежных средств;
управление инвестиционным портфелем;
контроль и регулирование денежных операций.
Функции финансовых менеджеров по данным Института финансовых управляющих национальной организации финансовых менеджеров США состоят в следующем:
В области управления денежными фондами:
регулирование и контроль денежных операций;
получение, хранение наличных денег и ценных бумаг, выплата наличных денег;
проведение банковских операций;
коммерческое кредитование и взыскание денежных средств;
управление инвестиционным портфелем.
В области планирования:
участие в общей плановой работе, долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование;
бюджетирование в рамках структурных подразделений предприятия и по местам формирования затрат;
оценка эффективности затрат, финансирование отдельных мероприятий;
анализ экономических факторов, формирующих финансовый результат;
планирование объемов продаж и проведение соответствующей ценовой политики;
оценка приобретаемого или реализуемого имущества.
В области управления структурой капитала:
определение краткосрочных источников заемных средств, стоимости и условий заимствования;
определение долгосрочных источников заемных средств, стоимости и условий заимствования;
поиск внутренних резервов и направление их использования.
В области учета и контроля:
определение учетной политики;
учет издержек производства и обращения;