Основа гипотезы – вся совокупность данных по решаемой проблеме. Гипотеза – научное предположение, истинное значение которого не определено. Основной источник гипотезы – интуиция. Т. е. способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Основа интуиции – подсознательная информация и прогностические способности индивидуума по выдвижению адекватных этой информации гипотез.
Гипотеза как метод развития научного знания, включает в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку составляющего гипотезу предположения, ее рассматривают как структурный элемент научной теории.
В качестве научных положений гипотезы должны удовлетворять требованиям принципиальной проверяемости, т. е. свойствам:
· фальсифицируемости (опровержения),
· верифицируемости (подтверждение).
В процессе ИСУ выдвигают ряд гипотез:
Гипотезы относительно прогнозируемых уровней целевой эффективности, затрат, рисков систем. Они отражают ожидания менеджеров относительно системы.
Относительно вариантов построения системы контроля реальных результатов функционирования системы.
Это гипотезы относительно влияния и причин породивших реально имевшие место результаты. Надо выдвинуть гипотезы относительно возможных вариантов устранения недостатков или улучшения деятельности ИСУ и т. д
После выдвижения гипотез их исследуют в процессе суждений, анализа. Ее либо подтверждают как истинную и она трансформируется в реальное знание, либо опровергают[14].
Концепцией ИСУ является совокупность гипотез, используемых при разработке проекта исследования. Концепции разрабатывают для исследования плохо структурированных систем. Она содержит набор гипотез и этапы их исследования. Концепция исследования находит свое развитие в сценарии, алгоритме и проекте исследования. Может разрабатываться либо в результате дополнительного исследования, либо по аналогии с уже существующими наблюдавшихся и решаемых ранее проблем.
Методика исследования – это совокупность приемов данного исследования, позволяющего достичь его целей или целей этапа. Разрабатывается на основе концепции.
Для проведения научного исследования значимым является владение методологией, исследовательскими приемами и методами. При проведении исследований на предприятиях перед исследователями ставятся цели, требующие не только анализа и выявления проблем, но и обоснования рекомендаций, предложенных для их разрешения. Оценка состояния, диагностика, профилактика негативных тенденций, поиск «узких мест» в системе управления, определение новых направлений деятельности требуют от менеджера системного видения, владения научно-категориальным аппаратом исследования. Для достижения цели исследования необходимо четко определить основные понятия: объект, предмет, новизну, практическую значимость, методы исследования; знать технологии управления, уметь определять проблему в исследовании процессов и систем управления, осуществлять системный анализ факторов прямого и косвенного воздействия, понимать эффективность, ограничения и условия использования различных методов[15].
Анализируя теоретические основы исследования, менеджер рассматривает научные подходы, теории, концепции, парадигмы, сравнивает разные точки зрения на исследуемую проблему. На основе теоретического анализа формируется собственное видение проблемы и возможные пути ее разрешения. Из всей группы анализируемых методов, необходимо выбрать те, которые будут адекватны ситуации, сложившейся на предприятии. Исследование в любой из функциональных подсистем менеджмента должно сопровождаться расчетами, анализом количественных и качественных параметров. Значительное место в организации исследования на предприятиях занимает работа с информацией, ее анализ, идентификация, классификация и обработка данных. Банк данных предприятий включает большую группу документов, которые могут являться информационной основой исследования. Это СТП предприятия, устав, баланс и другие документы финансовой отчетности, структура, приказы, отчеты функциональных служб, планы, протоколы, нормативные документы, рекламации и т.д.
Т.е. подводя итог вышесказанному, можно сказать, что теория и практика в научном исследовании неразрывны. Практика дает информацию, «ключ к размышлению», проблему, требующую решения, а теория располагает наработанным комплексом понятий, категорий и методов. Теория, полученные знания, научные достижения вновь и вновь апробируется практикой, т.е. выдвижение гипотез, концепций, в частности, при исследовании систем управления предприятием, невозможны без применения базовых знаний, накопленной наукой в отрасли, и использования научного потенциала.
Схематически этапы исследования и проектирования функций управления можно представить следующим образом (рис.4 )
Возьмем в качестве примера предприятие, занимающееся реализацией продуктов питания. Основная конечная цель такого предприятии – получение прибыли за счет продажи продуктов. Предполагаемая модель существующей системы управления отображена на схеме (рис.5)
Предприятие достаточно успешно справляется с возложенными на него задачами. Однако достаточно большое количество обязанностей, возложенное на администратора не позволяет ему всегда успешно контролировать большой объем работы, и полноценно играть роль штаба для реализации главной цели предприятия. Для работы по достижению этой цели требуется, передать часть функций другим сотрудникам, дополнительно принять одного- двух специалистов. Кроме того нужно начать более планомерно работать с клиентами, изучать их вкусы, потребности, проводить рекламные компании, начать PR-работу.
Рассмотрим взаимодействие внутренней и внешней среды на следующем примере, изображенном на схеме (рис. 6 ).
Рис.6. Логические связи между объектами внешней и внутренней среды предприятия
Менеджмент организации, оценивая собственный потенциал, ищет во внешней среде «потенциальные потребности», удовлетворяя которые, он способен будет обеспечить «выживаемость организации». Действия, касающиеся внутренней среды управления, заключаются в точной оценке потенциала, но проблема заключается в том, что потенциал проявляет себя во взаимодействии с внешней средой управления, возникает «отложенный эффект» в работе тех, кто его оценивал. Вторая составляющая, которая имеет отношение к внешней среде управления, проявляется в организации правильного «поиска потенциальных потребностей», потенциальных потребителей, чьи потребности «способен будет удовлетворить потенциал организации»[16].
В свою очередь, «увидев потенциальные потребности» конкретных элементов внешней среды управления, «менеджмент организации» на основе оценки потенциала организации определяет цели ее развития. Следовательно, затраты внутренней среды связаны с правильной формулировкой цели развития организации, исходя из потенциальных потребностей, потенциальных потребителей, в соответствии с наличествующим потенциалом и поставленной целью развития.