В качестве примера внешних связей приведем деятельность кафе «Барлог» (рис.3)
Из рисунка видно, что внешние связи кафе, наряду с непосредственной и основной деятельностью предприятии – обслуживанием клиентов, складываются из взаимоотношений предприятия со следующими объектами внешней среды – поставщиками коммунальных услуг - ООО «Водоканал», МУП «Тепловые сети» МУП «Энергоуправление», контролирующими органами, такими как налоговая инспекция, санэпидемстанция, пожарный надзор, а так же поставщиками продукции, и службами вневедомственной охраны.
Качество управления - решающая составляющая в способности предприятия эффективно конкурировать на современном рынке. Клиенты, поставщики, партнеры, конкуренты, государственные органы, а также общая конъюнктура рынка заставляют предприятия гибко реагировать на все изменения внешней среды. Поэтому одно из важнейших требований к системе управления является возможность адаптации внутренних бизнес-процессов или иными словами постоянное совершенствование существующей системы управления.
В сегодняшних условиях роль информационных технологий в эффективной реализации управленческих бизнес-процессов очень высока, поскольку в рамках любого бизнес-процесса происходит генерация, анализ и трансформация внешней и внутренней информации в конкретные решения. В связи с этим совершенствование системы управления подразумевает развитие Информационной Системы Управления (ИСУ) предприятием.
Ядром ИСУ служит управленческое программное обеспечение, реализующее алгоритмы и процедуры обработки информации в рамках решения задач планирования, учета, контроля и анализа. Но необходимо отметить, что кроме этого в ИСУ входят организационное и нормативное обеспечение, технические средства и, конечно же, люди. Все эти взаимодействующие компоненты заслуживают отдельного внимания, поскольку их эффективное развитие необходимо для достижения установленных целей функционирования ИСУ[12].
Ни одна современная организация не работает без системы или систем какого-либо рода, при помощи которых достигаются цели функционирования этой организации. Информационная система - это комбинация ручных и компьютерных процессов, которые решают поставленные задачи, четко и логично взаимодействуя между собой. Повсюду начались активные попытки оптимальной автоматизации и информатизации бизнеса, создавались новые концепции управления и совершенствовались уже существующие. Основными целями автоматизации (в частности, производственных) компаний являлись: точный расчет актуальной себестоимости продукции, ее анализ, понижение затрат в процессе производства и повышение производительности в целом, благодаря эффективному планированию производственных мощностей и ресурсов. Результатом оптимизации этих параметров являлись понижение конечной цены готовых изделий и повышение общей производительности, что соответственно немедленно отражалось на конкурентоспособности и рентабельности компании. В результате поиска решений в области автоматизации производственных систем стали развиваться такие методологии как ABC - Activity Based Costing - функционально-стоимостной анализ, SADT - Structured Analysis and Design Technique - технология структурного анализа и проектирования, семейство стандартов IDEF – методологии моделирования, BPR - Business Process Reengenering - реорганизация бизнес-процессов, SCM - Supply Chain Management — управление расширенной производствен-ной цепочкой, и др.
Необходимо понимать, что применение перечисленных методов является эффективным не для всех предприятий и организаций. Поэтому вводится следующая классификация систем:
· Крупные холдинговые промышленные предприятия, финансово-промышлен-ные группы, управляющие кампании, крупные организации.
· Средние и малые производственные предприятия.
· Предприятия, организации и кампании, имеющие сложную распределенную структуру.
· Развивающиеся предприятия, организации и кампании.
Предприятие рассматривается как система, которая трансформирует входящий поток договоров, заказов и заявок в выходной поток услуг, товаров, изделий при наличии дополнительных ограничений, таких, как доступные ресурсы и технологии, регламент взаимоотношений с государством, внутренняя структура предприятия и пр.
Задача по созданию информационной системы делится на несколько подзадач. Это разделение зависит от применяемого подхода, но в любом из них всегда присутствуют два действия. Первое - сбор информации и моделирование бизнеса, второе - построение архитектуры будущей системы, что является важным шагом на пути к ее созданию. При моделировании бизнеса рассматриваются три аспекта: объекты, с которыми оперирует бизнес; процессы, которые он выполняет; события, управляющие изменениями процессов и объектов. Соответственно, можно определить три типа моделирования: информационное, функциональное и событийное.
Классификация по типам CASE-средств включает следующие основные типы:
- средства анализа (Upper CASE), предназначенные для построения и анализа моделей предметной области (BPwin);
- средства анализа и проектирования (Middle CASE), поддерживающие наиболее распространенные методологии проектирования и использующиеся для создания проектных спецификаций (Designer/2000, CASE.Аналитик);
- средства проектирования баз данных, обеспечивающие моделирование данных и генерацию схем баз данных (как правило, на языке SQL) для наиболее распространенных СУБД. К ним относится ERwin. Средства проектирования баз данных имеются также в составе CASE-средства Designer/2000[13];
- средства разработки приложений. К ним относятся средства 4GL (PowerBuilder, Developer/2000, SQLWindows, Delphi и др.) и генераторы кодов;
- средства реинжиниринга, обеспечивающие анализ программных кодов и схем баз данных и формирование на их основе различных моделей и проектных спецификаций. Средства анализа схем БД и формирования ERD входят в состав Designer/2000, ERwin.
На сегодняшний день Российский рынок программного обеспечения располагает следующими наиболее развитыми CASE-средствами:
Designer/2000;
ERwin+BPwin;
Arena;
CASE.Аналитик;
2. Разработка гипотез и концепций. Логический аппарат ИСУ
Научное исследование – один из видов исследовательской деятельности, процесс выработки новых научных знаний. Все исследования для того, чтобы быть успешными, должны быть изначально ориентированы. Источниками ориентированности являются:
· Цели исследований.
· Предыдущий опыт.
· Подсознательная неформализированная информация.
В зависимости от степени изученности проблемы, выдвигается предварительная ориентированность в форме гипотезы, концепции, алгоритма исследования.
Гипотеза – априорное, интуитивное предположение о возможных свойствах, структуре, параметрах, эффективности исследуемого объекта.