Основные принципы адаптационной модели формулируются следующим образом:
• соблюдение логической и диалектической взаимосвязи между целеполаганием и планированием действий;
• использование эффекта как ключевого параметра процесса управления коммуникаций;
• использование системного подхода в управлении информационно-коммуникативным процессом;
• управление организационными коммуникациями по принципу обратной связи.
• возрастание роли тактического уровня управления ИКД, потому что именно на этом этапе происходит основная часть корректировок, обеспечивающих адаптацию ИКД, в частности, и всей организации, в целом, к постоянным изменениям разных аспектов среды;
• возрастание скорости и периодичности замеров, необходимость в практически он-лайн оценке эффективности, непрерывных исследованиях;
• максимум оперативности, в том числе и в управляющем воздействии;
• максимум адаптации и гибкости.
Так как на ООО «PRO.Краска» фирме уже есть сотрудники, взявшие на себя обязанности маркетологов, то можно предложить им разделить фронт работы. Например, первый работник выполняет исследования необходимые для материала по подготовке программы стимулирования сбыта, а второй на основании представленных первым работником материалов составляет программу нацеленную на повышение эффективности стимулирование сбыта.
Если руководство фирмы сомневается в высокой квалификации сотрудников или в том, что они могут создать эффективную программу, то можно предложить:
- либо, принять на работу маркетолога, на который грамотно будет выполнять свою работу и квалифицированно выполнять поставленные фирмой задачи;
- либо обратится к услугам консалтинговых организаций или независимым экспертам, для того, чтобы они, проведя анализ деятельности фирмы, могли предложить свои пути повышения стимулирования сбыта.
- как недостаток следует отметить отсутствие интернет-ресурса, хотя информация о компании в сети интернет есть.
- возможно предложить ООО «PRO.Краска» также организацию онлайн-магазина для торговли лакокрасочными материалами.
Таким образом, адаптационная модель управления информационно-коммуникационной деятельностью организации, предложенная автором, включает в себя сквозные этапы контроля и коррекции, что обеспечивает эффективную и рациональную с точки зрения затрат ресурсов адаптацию организации к изменениям во внешней среде.
Приложение 1
Роль коммуникации в информационных средах
Неопределенная информационная среда |
Определенная информационная среда |
Возможны резкие изменения |
Невозможны резкие изменения |
Возможно существенное воздействие на реальность |
Существенное изменение реальности под влиянием информационной среды носит маловероятный характер |
Возрастающая роль коммуникатора |
Нейтральная роль коммуникатора |
Приложение 2
Основные характеристики информации
Характеристики |
Описание |
Актуальность |
Представление сведений в нужный момент времени |
Достоверность |
Адекватность сведений, обеспечиваемая соблюдением научных принципов сбора и обработки информации, исключением любой тенденциозности |
Релевантность |
Обеспечивается получением информации в соответствии с поставленными задачами |
Открытость |
Степень доступности, возможности ее получения и распространения. Условно можно выделить 3 вида: секретная, нейтральная, публичная. |
Полнота |
Соотношение между полезной и фоновой информацией |
Ценность |
Степень влияния информации на выживание, эффективную деятельность организации |
Приложение 3
Этапы развития ИКД в системе управления организацией в России
Этап несистемных организационных коммуникаций |
Этап контролируемых односторонних коммуникаций |
Этап симметричных двусторонних коммуникаций | ||||
Согласованность целей и задач ИКД с организационной стратегией |
Организационные цели направлены на решение текущих проблем, на выживание в краткосрочной перспективе. В таких условиях ИКД играет вспомогательную роль, используя примитивные методы по информированию о деятельности организации |
Цели ИКД производны от целей бизнеса и формулируются в продолжение и в развитие организационной стратегии |
Цели и задачи ИКД нередко определены в организационной стратегии | |||
Мнение общественности |
Общественность практически не изучается, и к ней не прислушиваются, навязывается мнение |
Все коммуникационные процессы в организации скоординированы и |
Мнение общественности и ключевых целевых групп становится определяющим при | |||
и точка зрение организации, ее руководства вопреки мнению общественности и целевых групп |
исходят из единых центров. Информационный поток направляется от организации к целевым группам, сегментированным по определенным признакам |
формулировании организационной политики. Ключевая роль обратной связи | ||||
Планирование ИКД |
Перспективного планирования ИКД на год практически не осуществляется |
Преобладает тактическое планирование над стратегическим. В первую очередь, решаются текущие задачи |
Разрабатываются стратегический, тактический и оперативный планы ИКД | |||
Бюджетирование |
Бюджетирование не осуществляется, средства выделяются под каждую отдельно взятую кампанию, проект. Зачастую бюджет либо совсем нет, либо он незначителен |
Существуют как плановый бюджет на год, так и оперативный |
Полноценное бюджетирование на основе поставленных целей, задач и программ коммуникации, Имеется запланированный бюджет и на непредвиденные коммуникационные акции | |||
Формы и модели управления ИКД |
Модель управления непоследовательная |
Модели управления RACE, ROSIE и их вариации |
Адаптационная модель управления | |||
Исследование и оценка в рамках икд |
Не осуществляется, оценка происходит по принципу «понравилось или нет руководству», для исследований не выделяются средства |
Проводятся периодические замеры до и после коммуникационных кампаний |
Исследования и оценка проводятся перманентно, практически синхронно с планированием и реализацией ИКД | |||
Место ИКД в организационных процессах и в оргструктуре |
Обычно ИКД занимается 1-2 человека, они занимают должности не выше начальника отдела. Не имеют никакого влияния на проводимую руководством организационную политику |
ИКД занимается одно или несколько структурных подразделений. Иногда эти подразделения объединяются в единый департамент для осуществления координации их деятельности |
Руководитель ИКД входит в топ-менеджмент компании, имеет ресурсы для влияния и изменения проводимой организационной политики | |||