В Федеральном законе «О персональных данных» (ст. 5) предусмотрено, что обработка персональных данных должна вестись с соблюдением следующих принципов:
1) законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;
2) соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям оператора;
3) соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям их обработки;
4) достоверности персональных данных, их достаточности для целей обработки, недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при их сборе;
5) недопустимости объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных информационных систем персональных данных.
Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.
Подобные требования содержатся в Положении о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. № 609:
а) обработка персональных данных гражданского служащего осуществляется в целях обеспечения соблюдения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, содействия гражданскому служащему в прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации, в обучении и должностном росте, обеспечения личной безопасности гражданского служащего и членов его семьи, а также в целях обеспечения сохранности принадлежащего ему имущества и имущества государственного органа, учета результатов исполнения им должностных обязанностей;
б) персональные данные следует получать лично у гражданского служащего. В случае возникновения необходимости получения персональных данных гражданского служащего у третьей стороны следует известить об этом гражданского служащего заранее, получить его письменное согласие и сообщить гражданскому служащему о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных;
в) запрещается получать, обрабатывать и приобщать к личному делу гражданского служащего не установленные федеральными законами персональные данные о его политических, религиозных и иных убеждениях, частной жизни, членстве в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах;
г) при принятии решений, затрагивающих интересы гражданского служащего, запрещается основываться на персональных данных гражданского служащего, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или с использованием электронных носителей;
д) защита персональных данных гражданского служащего от неправомерного их использования или утраты обеспечивается за счет средств государственного органа в порядке, установленном федеральными законами;
е) передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне не допускается без письменного согласия гражданского служащего, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
В соответствии с Федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должна быть создана система управления административной властью в стране.
В основе любой системы управления, в том числе управления государственной службой, лежит информация. Это предполагает создание соответствующего банка данных, содержащих сведения о процессах, протекающих в аппарате органов государственной власти, и государственных служащих.
Информационное обеспечение работы с персоналом в структурах государственной и муниципальной службы предусматривает соблюдение отвечающего современным стандартам и принятым правовым нормам баланса между необходимостью запрашиваемых у гражданина сведений при поступлении на службу или ее прохождении и достаточностью этих сведении для управления персоналом в интересах полноценного осуществления функций органов власти и самоуправления.
В настоящее время каждое ведомство самостоятельно и независимо от других ведет учет своих служащих, собирает и анализирует персональную информацию. Опыт создания банка данных в нашей стране сводится, по существу, к формированию и функционированию института номенклатуры партийно-государственных кадров в советское время. Современной системы сбора, анализа, использования информации о государственных служащих в масштабе всей страны нет. Более того, разрозненность баз данных в системе государства фактически закрепил Федеральный закон «О персональных данных». Его ст. 13 посвящена особенностям обработки персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных. В ней говорится: «Государственные органы, муниципальные органы создают в пределах своих полномочий, установленных в соответствии с федеральными законами, государственные или муниципальные информационные системы персональных данных». Закон закрепил, что особенности учета персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах персональных данных должны быть установлены специальными федеральными законами.
Поэтому продуктивно исследование и зарубежных подходов к проблеме, с тем чтобы использовать наиболее адекватные отечественной практике методы работы с персональными данными людей в системе государства.
Опыт создания больших банков данных учета государственных служащих в 90-х гг. XX в. был описан в российской литературе. Так, в книге В.Е. Завьялова, А.В. Петрова и М.М. Тихомирова подробно рассмотрен пример создания и использования Центральной картотеки данных учета государственных служащих в США. Эта автоматизированная информационная система содержит личные дела основной части работников федеральной гражданской службы. Главным назначением системы является обеспечение необходимыми сведениями Комиссии государственной гражданской службы, других центральных управленческих организаций, Конгресса и Белого дома для проведения кадровой политики. В то же время в систему не вносятся данные о тех, кто работает в Центральном разведывательном управлении, Разведывательном управлении Министерства обороны, Управлении национальной безопасности и др.
Министерства и ведомства предоставляют в Центральную картотеку учета государственных служащих три типа информации:
- перечень сведений о каждом сотруднике по состоянию на конец отчетного периода, который может являться концом месяца или окончанием квартала финансового года;
- изменения в сведениях о персонале, произошедшие в течение отчетного периода;
- код организационной структуры и его расшифровку - коды, названия и положение организаций в структуре министерства или ведомства по состоянию на конец квартала финансового года.